Сырх дзуар (Красная церковь) как пример кощунственного отношения к истории своего народа
20 ноября 2009 Культура [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [4394 просмотра]

Тем большее недоумение и раздражение вызывает тот факт, что одно из этих жизнеутверждающих и судьбоносных для осетинского народа святилищ, Сырх дзуар, названный именем особо почитаемого нами Уастырджи(!), не первый год бесформенными руинами лежит на земле. Не первый год на территории святилища расцветают и увядают амброзия и чертополох, под которыми сейчас не видно даже руин. Что это, обычное головотяпство, или мы окончательно перестали уважать себя, свое государство, своих Святых и свою религию?! Как же можно так относиться к своей истории, к своей Вере, наконец?! Особое недоумение вызывает то, что храм этот находится не где-нибудь высоко в горах, в труднодоступном месте, а расположен в черте города, прямо перед нашими глазами. Чиновничье равнодушие стало притчей во языцех на всем постсоветском пространстве, однако, куда смотрят жители близлежащих к храму домов непонятно втройне. Ведь всякий храм – это, прежде всего, народный храм, построенный народом, почитаемый и посещаемый им же. Однако, спроси мы сейчас кого-нибудь с улицы обо всем этом безобразии, ответ будет один: «Да, мы все это видим, кричим об этом на всех углах, но, в конце концов, восстановление этого храма напрямую от нас не зависит».
Предвидя этот, в корне неверный ответ*, мы решили обратиться за разъяснениями к тем, к кому, следуя логике, все это безобразие (уж извините!) имеет прямое и непосредственное отношение. И вот какие комментарии мы получили. Нелли Табуева, начальник отдела охраны памятников при министерстве культуры РЮО:
– Сразу хочу заявить: система отдела в структуре министерства культуры – это неправильно, нигде в мире такого нет. Охрана исторических памятников – дело настолько серьезное, что организация должна быть самостоятельная, весомая и авторитетная. А наша организация скрывается в тени министерства культуры. Ничего не имею против министра, но в данном случае пропадает мобильность, ведь без министра меня фактически никто не принимает. Мы всегда были самостоятельными, подразделением нас сделали временно, и это «временно» продолжается уже 10 лет.
Что же касается непосредственно Храма, то сам по себе он был очень интересный, ведь его планировка не повторяется нигде на Кавказе. Когда его разобрали, мы, для возможности его восстановления, серьезно, к сожалению, только тогда, заинтересовались его архитектурной особенностью, и его архитектурный феномен нигде не обнаружили. Считается, что церковь была построена в XIX веке, но, по всей видимости, на XIX век приходится ее восстановление, а на этом месте изначально, был гораздо более древний храм.
Данной церковью, ее восстановлением после землетрясения, занимался отец Яков (священник Аланской епархии – ред.), я даже готовила для него исторические материалы по Сырх дзуару, и вдруг, в один момент, он заявил, что дела передали кому-то другому. А через определенное время пришла весть о том, что Сырх дзуар разобрали...
О том, что храм разобрали, мы узнали постфактум. История такова: в 2007 году братья Чехоевы решили сделать благородное дело – отреставрировать Сырх дзуар. Они пригласили прорабом своего знакомого, который пришел и сразу затеял разбирать церковь. Когда я об этом узнала и спешно приехала, то застала лишь небольшой кусок стены, и сделать что-то, спасти ситуацию, было уже поздно. Строители во главе со своим прорабом доказывали, что стены не подлежали восстановлению, но это неправда. В наше время уже любое, даже очень сильно потрескавшееся здание, можно восстановить. К тому же они (строители) утверждали, что у храма нет фундамента. Однако когда мы после проводили расчистку – фундамент нашли, а значит у храма не было большой аварийности. Еще одна непоправимость заключалась в том, что когда эти, с позволения сказать, строители разобрали церковь, то большую часть камней они вывезли и выкинули на свалку(!). Ну а вскоре стройка и вовсе остановилась: у прораба в семье произошла большая трагедия, это очень испугало братьев Чехоевых, и они отказались заниматься храмом. Поэтому сейчас церковь находится в таком вот «никаком» состоянии. Благо хоть территорию обнесли металлическим забором, чтобы скрыть от людских глаз то кощунство, которое мы совершили.
Впрочем, могу ответственно заявить, что вопрос восстановления Сырх дзуара сейчас все же решается. При этом позиция нашего ведомства проста – храм должны восстановить в первозданном виде. Мы будем категорично на этом настаивать.
Свое мнение и видение данной проблемы и судьбы Сырх дзуара, высказал нашей газете и священник Аланской епархии отец Яков:
– Одна из историй, связанных с этим храмом повествует о том, что много десятилетий назад, на этом месте построили первый храм на основе священного камня, который привезли из святилища расположенного высоко в горах. С тех пор данный храм стоит в одном ряду с наиболее почитаемыми святилищами Осетии, да и по большой народной любви к этому храму, можно сделать вывод, что он построен на особом, указанном Богом месте. На это указывает и тот факт, что в доме расположенном рядом, сделанном из красного туфа, никто не может прижиться. В народе, по незнанию предмета, даже называют этот дом прибежищем нечистой силы. На самом деле все как раз наоборот. Есть храм и место, территория, которая под храм освящена, и на этой территории могут жить только люди посвященные – священники или монахи. Простые люди там жить не могут. Так что, в данном случае, жить людей в этом месте не пускают ангелы, а не демоны, как думают многие.
Что же касается архитектуры храма, то подобная, повторяется только в храме, расположенном… в Киеве. Есть там одна церковь очень близкая по стилю к нашей, и нигде больше в мире нет ничего подобного.
Что касается нынешнего состояния, то года три-четыре назад я и мой друг Людвиг Гаглоев решили привлечь внимание наших соотечественников к тому положению, в котором находился на тот момент храм. Некоторые отозвались, и мы приступили к работе. Мы считали, что будет лучше, если его реставрацией займутся профессиональные реставраторы из России, но это для нас, по тем временам, была непосильно в финансовом плане, и, подумав, мы решили пригласить специалистов из Армении. Однако, нашим планам осуществиться не удалось, и на это есть очень много объективных и субъективных причин... Сейчас вновь поднят вопрос восстановления храма, люди занимаются проблемой плотно. Есть уже проект восстановления я видел его своими глазами, есть даже предварительный подрядчик, это армянская строительная фирма, специализирующаяся именно на постройке храмов. Они строили храмы в Георгиевске, Ессентуках, других городах, то есть, у них имеется большой опыт проведения такого рода работ.
При этом хотелось, чтобы работы по восстановлению начались как можно раньше, и вот почему. Незадолго до войны 2008-го года одна осетинка, проживающая в Одессе, как-то читала акафист, после чего ей было явление Пресвятой Богородицы. Обращаясь к ней, Богородица среди прочего сказала: «Вы осетины, раньше почитали меня свято, однако, сейчас вы забыли и о Боге и обо мне. Опомнитесь. У въезда в ваш город вы разрушили храм вашего покровителя Святого Георгия, и если вы его не восстановите в ближайшее время, вас ждут большие бедствия». После этого была, как вы знаете, кровавая война. Естественно, я никоим образом не хочу, чтобы это, даже в самой малой мере, повторилось. Потому храм надо восстанавливать, и как можно скорее.
Как видите, комментарии обоих респондентов объемные, но от конкретики далеки. Никто вину, в принципе, на себя брать не хочет, хотя виноваты в произошедшем, по большому счету, мы все. Не хотелось бы думать, что нынешняя ситуация вызвана нашим общим равнодушием и плохим знанием предмета нашего сегодняшнего разговора. Не хотелось бы, чтобы мы опять, упаси Бог, долго тянули с восстановлением Великого Храма, ибо, вполне возможно, что не миновать нам тогда очередной кары, очередных тяжелых для всех нас дней. Да и стыдно уже смотреть на все это сквозь пальцы. Кроме того, именно «благодаря» этому, все-таки всеобщему безразличию, нашей беспечности, проявленных в истории с Сырх дзуаром, стала возможна ситуация, произошедшая уже в году текущем со Старым городом, который в одночасье, стали застраивать чуждыми нам таунхаусами. И снова молчание пресловутой интеллигенции.
Ну и в заключении последний штрих, касающийся проблемы Сырх дзуара. А точнее, технической части работ. Директор Научно-исследовательского института Роберт Гаглойты:
«Мой крик, набат о происходящих тенденциях разрушения оставшихся наглядных предметов (строений) нашей истории кажется, не просто игнорируется, попросту не воспринимается. Безрезультатно бьюсь в большую стену. Это спасибо еще вашей газете, что проблема наших архитектурных памятников все таки присутствует в обществе. Но нас очень мало. Но неужели не понятно, что уже через год, через два, несколько лет, даже при всем желании мы многое уже не сможем вернуть, восстановить…
Что же касается Сырх дзуара, безалаберное отношение к которому стало следствием нынешних проблем Старого города, то к вопросу восстановления этого храма строители подошли в высшей степени непрофессионально. Нельзя было просто снести, разрушить храм. Тем более, вывозить его составные камни на свалку, как простой отработанный материал. Это просто кощунство. Но раз уже начали разбирать, нужно было действовать бережно, фиксируя и нумеруя каждый камень, каждую песчинку, чтобы потом из них же восстановить храм. Ведь это, в прямом смысле, уникальнейшие материалы, вторых таких камней нет во всем мире. А мы их на свалку…»
В принципе, все просто, надо только подходить к вопросу с головой, со знаниями и с любовью к общему делу. Профессионально, то есть. Обнадеживает, в небольшой степени, лишь то, что о профессиональном восстановлении нашего храма сегодня заговорили погромче. Давно пора, хотя некоторые чиновники должны были уже связки от крика порвать. То же касается и наших средств массовой информации. Но, видимо, у некоторых из нас, то ли голос слабый, то ли голова …
Впрочем, поздно уже посыпать эту голову пеплом. Нужно действовать, нужно собраться всем народом, по большому счету без разницы под чьей эгидой (надеемся из восстановления храма никто не будет пытаться набрать каких-то общественных дивидендов) и вдумчиво, с трепетом, без дежурности восстановить нашу Святыню. И чем скорее, тем лучше… Мы, молодежь, об этом заявили и готовы проявить всестороннюю поддержку. Ждем отмашки, уважаемое старшее поколение...
P.S. Отдельный вопрос, о том, что творится на территории всеми нами любимого и почитаемого (почитаемого ли) Джеры дзуара. Огромные кучи мусора, пустые бутылки и прочие непотребства на каждом шагу. И всего этого мы вновь стараемся не замечать. Но при этом, садясь за стол, и вознося бокал к небу, непременно просим о помощи…
Инал Тибилов
Юго-осетинская газета «Республика»
*некоторые наши граждане полагают, что в святые места следует идти только за жертвоприношением, выпивкой и обильным столом, но никак не за уборкой территории, не за ремонтом храма и уж точно не за облагораживанием прилегающих к храму земель.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.