Необходимость в экономической подготовке возрастает
20 июля 2009 Экономика [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [4309 просмотров]
Экономическое образование, ставя перед собой новые цели, не может не измениться, и по содержанию, и по форме. Проблема экономического образования личности в условиях нашей страны на всех уровнях учебно-воспитательных заведений и в производственных объектах в настоящее время стоит остро. Противоречивый характер явлений экономической действительности региона требует выработки своего взгляда на окружающую действительность. Растет потребность в применении экономических знаний и экономической подготовленности всего общества. Замедление процесса подготовки человека к новому образу, к реалиям современной бытности чревато еще большим углублением экономического кризиса, особенно в нашей молодой республике. Поэтому наиболее действенным способом решения этих проблем является экономическая подготовка личности в условиях различных учебных заведений, на уровне семьи, детских садов, школ, лицеев, колледжей, факультетов повышения квалификации, вузов и производства. Однако учебные заведения не уделяют ей должного внимания.
Необходимо мобилизовать и задействовать учебно-производственные организации для экономической учебы молодежи, а для этого необходимо готовить учительские кадры по основам экономических знаний в системе университетского образования. По этой причине Министерство образования и науки Республики Южная Осетия не может удовлетворить социальный заказ по обеспечению учительскими кадрами по экономике, не разработана система функционирования единого центра по экономической учебе молодежи и общественности с учетом регионального аспекта. В воспитательных и учебных планах дошкольных организаций и в начальных классах предусматривается экономическая учеба детей, и она велась в 1998- 2002 гг., но в последнее время почему-то эти занятия отменены. Здесь приоритет на стороне университета, который включил в учебный план спецкурс "Экономика в начальных классах" для подготовки будущих учителей начальных классов с правом ведения занятий по экономике на факультете ПМНО. Но они не имеют возможности ни в одной школе проводить занятия по экономике, негде проходить педагогическую практику. Что касается подготовки учителей экономики для старших классов на базе экономического факультета, то, по неизвестной причине, она отменена вовсе.
Проанализировав опыт зарубежных и отечественных стран по проблеме непрерывного экономического обучения молодежи, изучив современное состояние данного феномена и, учитывая региональный аспект Южной Осетии, мною разработана модель непрерывной экономической подготовки и формирования экономической культуры общественности республики.
Особое внимание было уделено укреплению связи теории с практикой, предусмотрено проведение нескольких видов учебно-производственной практики для учащейся молодежи: 1. Внутривузовская практика без отрыва от аудиторных занятий. 2. Работа летнего трудового лагеря. З. Организационно-управленческая практика в учебных заведениях. 4. Коммерческая практика на предприятиях государственного и частного сектора. 5. Преддипломная исследовательская практика.
Модель предусматривает диалектическое единство традиционных, нетрадиционных, инновационных компонентов и связей, обеспечивающих устойчивое, прогрессивное развитие системы формирования экономических знаний, умений и навыков с опорой на базисные компоненты - образование, воспитание, поведение и с учетом познавательно-ценностного (сознание, знание, мышление), нравственно-ценностного (интересы, мотивы, потребности), деятельностно-ценностного (умения, навыки, опыт) подхода.
Запланированная модель рассчитана на непрерывный процесс экономической подготовки, формирования экономической культуры и ЗУН, начиная с раннего возраста личности вплоть до пенсионного возраста с учетом меняющихся условий экономического хозяйствования. В разработанной модели учитываются способы:
1. Непрерывной экономической подготовки и формирования экономической культуры; осознания сущности экономических закономерностей, категорий, основных и вспомогательных понятий, которым способствует системный подход обучения обучающих посредством использования природного материала; осуществления межпредметной связи; трудовое обучение, создания подсистемы экономического образования в регионе, включающей несколько взаимосвязывающих экономических курсов: "Мир экономики" (дети дошкольного возраста), "Экономическая азбука (1-4 классы)", "Введение в экономику" (5-8 класс), "Основы современной экономики" (9-11 класс), "Экономическая теория, экономика СМИ, рыночная экономика" (вуз), "Региональная экономика" (вуз, послевузовское обучение) и налаживание интеграционных связей с ближним и дальним зарубежьем.
Разработан спецкурс для студентов университета по следующим направлениям: "Экономика в начальной школе", "Основы экономических знаний", "Педагогический менеджмент", "Основы маркетинга", "Экономика домашнего хозяйства", "Семейная экономика", "Экономика в компьютерных играх" и т.д.
Содержание разработанных курсов опирается на культурообразующую направленность, которая создает основу для самоопределения личности в реальных рыночных условиях, но для достижения поставленной цели необходимо:
а) привлекать детей в посильную созидательную деятельность, обращая внимание на региональный образовательный аспект (посильное участие в трудовой деятельности семьи, детских садов, школьных кооперативов, фирм, заводов, фабрик, АО в сфере обслуживания, торговли и других объектах республики, разрешенных законодательством);
б) осуществлять взаимосвязь семьи и школы, вовлекать родителей, ветеранов труда, передовиков производства, представителей различных профессий в процесс осуществления непрерывной экономической подготовки и формирования экономической культуры молодежи;
в) привлекать молодежь к ведению домашнего хозяйства, составлению потребительского бюджета семьи, разъясняя сущность "карманных денег" и пути их зарабатывания;
г) обучать детей с младенчества доброжелательному и сознательному отношению к окружающим, соотношению детских потребностей с материальными возможностями семьи, ведению профориентационной работы, добиваться усвоения истины "все профессии престижны", если они приносят удовлетворение и повышение уровня благосостояния семьи и общества.
2. Привлечение специалистов-консультантов из различных областей экономической деятельности (экономистов, бухгалтеров, юристов, бизнесменов, работников торговли, учёных-исследователей, педагогов средних специальных и высших учебных заведений и др.) для обеспечения полного и всестороннего раскрытия тем и адекватного восприятия учащимися учебного материала.
3. Проведение экскурсий на промышленные, сельскохозяйственные объекты, на объекты сервисного и бытового обслуживания, на коммерческие фирмы, в типографии и т.д., с последующим установлением "обратной связи" с этими объектами.
4. Включение в образовательный процесс активных форм обучения (экономические практикумы, практические занятия по специально разработанным программам, деловые и ролевые игры, занимательные упражнения, рассмотрение экономических ситуаций, решение и составление кроссвордов, криптограмм, ребусов и др.).
5. Формирование нравственных качеств личности: инициативности, деловитости, творческого подхода к делу, ответственности и честности.
В соответствии с этим нами выделены три компонента: познавательно-ценностный, нравственно-ценностный, деятельностно-ценностный.
Значимое место в экономической подготовке молодежи и формировании экономической культуры личности занимает самообразование, изучение потенциальных возможностей региона и перспективы социально-экономического развития республики.
Разработана структура модели, являющаяся руководством к осуществлению непрерывной экономической подготовки в условиях нашей республики.
В структуре особое место уделяется модели "Синектика". Это модель группового решения проблем на основе метафорического мышления. Фундаментом ее является метод групповой генерации идей ("мозговая атака" или "мозговой штурм"), который развивает совместную поисковую деятельность, основывается на догадках, смелых гипотезах, "сумасшедших идеях и интуитивных решениях".
Учитывая вышеизложенное, хочу обратить внимание читателя на факт, который констатирует то, что непрерывный процесс экономической подготовки с раннего детского возраста явление сложное, комплексное, системное, динамичное и прогрессивное, но необходимое.
Таким образом, система экономического образования (СЭО) в общем виде предусматривает:
а) дифференцированный подход к организации экономической учебы, что отражается в разработанных нами программах;
б) единые требования к уровню экономической подготовки личности на основе типовых учебных программ;
в) преемственность и последовательность в изучении экономической теории и практики;
г) организацию экономической учебы на основе перспективных планов экономического образования личности;
д) руководство экономической учебой.
Следующий аспект, на который хочется обратить ваше внимание - это работа республиканской молодежной организации, которая принимает активное участие во всех сферах социально-экономической, политической, межэтнической жизни республики благодаря отличному руководителю Э.Х. Бедоевой. Мы систематически обмениваемся мнениями, обсуждаем план проведения некоторых мероприятий. Сделаны какие-то, на мой взгляд, рациональные шаги.
Однако неплохо было бы на базе Министерства молодежи задействовать некогда активно функционирующий региональный центр "Достижения молодых" и "ЦЭК-ИР-ЗОНД И Ко", которые призваны не только формировать экономическую культуру молодежи, но и способствовать решению многих жизненно важных проблем республики, таких как благоустройство улиц, ремонт дорог, оказание различных услуг, организация досуга населения, работа с молодыми и начинающими учителями и многое другое.
Как известно, региональный центр "Достижения молодых" - это некоммерческая общественная организация, занимающаяся экономическим образованием молодежи и учителей, поддерживающая интеграционные связи с республиками Российской Федерации и зарубежья. В работу центра внедрены элементы программы международной общественной организации "Достижения молодых" с учетом регионального аспекта. Главное отличие программы "Достижения молодых" от традиционных курсов экономики - максимальная приближенность к миру реального бизнеса и активное привлечение молодых людей на творческой основе к практическому освоению курса.
"ЦЭК-ИР-ЗОНД И Ко" - это центр, который занимается проблемой осуществления непрерывной экономической подготовки и поднятия уровня экономической культуры молодежи и общественности, принимающий активное участие во всех сферах жизнедеятельности республики, участвующий в деловых играх, научных конференциях и т д.
Рассматриваемая проблема будет решена только при комплексном подходе, единой направленной деятельности всех звеньев учебно-воспитательного, педагого-производственного коллектива. Благодаря практической деятельности личности экономические знания станут убеждениями, и на этой основе сформируются ценностные ориентации, которые определят уровень непрерывной экономической подготовки молодежи.
Хочется верить, что мой набат окажется полезным для системы национального образования нашей молодой и любимой Республики Южная Осетия.
Необходимо мобилизовать и задействовать учебно-производственные организации для экономической учебы молодежи, а для этого необходимо готовить учительские кадры по основам экономических знаний в системе университетского образования. По этой причине Министерство образования и науки Республики Южная Осетия не может удовлетворить социальный заказ по обеспечению учительскими кадрами по экономике, не разработана система функционирования единого центра по экономической учебе молодежи и общественности с учетом регионального аспекта. В воспитательных и учебных планах дошкольных организаций и в начальных классах предусматривается экономическая учеба детей, и она велась в 1998- 2002 гг., но в последнее время почему-то эти занятия отменены. Здесь приоритет на стороне университета, который включил в учебный план спецкурс "Экономика в начальных классах" для подготовки будущих учителей начальных классов с правом ведения занятий по экономике на факультете ПМНО. Но они не имеют возможности ни в одной школе проводить занятия по экономике, негде проходить педагогическую практику. Что касается подготовки учителей экономики для старших классов на базе экономического факультета, то, по неизвестной причине, она отменена вовсе.
Проанализировав опыт зарубежных и отечественных стран по проблеме непрерывного экономического обучения молодежи, изучив современное состояние данного феномена и, учитывая региональный аспект Южной Осетии, мною разработана модель непрерывной экономической подготовки и формирования экономической культуры общественности республики.
Особое внимание было уделено укреплению связи теории с практикой, предусмотрено проведение нескольких видов учебно-производственной практики для учащейся молодежи: 1. Внутривузовская практика без отрыва от аудиторных занятий. 2. Работа летнего трудового лагеря. З. Организационно-управленческая практика в учебных заведениях. 4. Коммерческая практика на предприятиях государственного и частного сектора. 5. Преддипломная исследовательская практика.
Модель предусматривает диалектическое единство традиционных, нетрадиционных, инновационных компонентов и связей, обеспечивающих устойчивое, прогрессивное развитие системы формирования экономических знаний, умений и навыков с опорой на базисные компоненты - образование, воспитание, поведение и с учетом познавательно-ценностного (сознание, знание, мышление), нравственно-ценностного (интересы, мотивы, потребности), деятельностно-ценностного (умения, навыки, опыт) подхода.
Запланированная модель рассчитана на непрерывный процесс экономической подготовки, формирования экономической культуры и ЗУН, начиная с раннего возраста личности вплоть до пенсионного возраста с учетом меняющихся условий экономического хозяйствования. В разработанной модели учитываются способы:
1. Непрерывной экономической подготовки и формирования экономической культуры; осознания сущности экономических закономерностей, категорий, основных и вспомогательных понятий, которым способствует системный подход обучения обучающих посредством использования природного материала; осуществления межпредметной связи; трудовое обучение, создания подсистемы экономического образования в регионе, включающей несколько взаимосвязывающих экономических курсов: "Мир экономики" (дети дошкольного возраста), "Экономическая азбука (1-4 классы)", "Введение в экономику" (5-8 класс), "Основы современной экономики" (9-11 класс), "Экономическая теория, экономика СМИ, рыночная экономика" (вуз), "Региональная экономика" (вуз, послевузовское обучение) и налаживание интеграционных связей с ближним и дальним зарубежьем.
Разработан спецкурс для студентов университета по следующим направлениям: "Экономика в начальной школе", "Основы экономических знаний", "Педагогический менеджмент", "Основы маркетинга", "Экономика домашнего хозяйства", "Семейная экономика", "Экономика в компьютерных играх" и т.д.
Содержание разработанных курсов опирается на культурообразующую направленность, которая создает основу для самоопределения личности в реальных рыночных условиях, но для достижения поставленной цели необходимо:
а) привлекать детей в посильную созидательную деятельность, обращая внимание на региональный образовательный аспект (посильное участие в трудовой деятельности семьи, детских садов, школьных кооперативов, фирм, заводов, фабрик, АО в сфере обслуживания, торговли и других объектах республики, разрешенных законодательством);
б) осуществлять взаимосвязь семьи и школы, вовлекать родителей, ветеранов труда, передовиков производства, представителей различных профессий в процесс осуществления непрерывной экономической подготовки и формирования экономической культуры молодежи;
в) привлекать молодежь к ведению домашнего хозяйства, составлению потребительского бюджета семьи, разъясняя сущность "карманных денег" и пути их зарабатывания;
г) обучать детей с младенчества доброжелательному и сознательному отношению к окружающим, соотношению детских потребностей с материальными возможностями семьи, ведению профориентационной работы, добиваться усвоения истины "все профессии престижны", если они приносят удовлетворение и повышение уровня благосостояния семьи и общества.
2. Привлечение специалистов-консультантов из различных областей экономической деятельности (экономистов, бухгалтеров, юристов, бизнесменов, работников торговли, учёных-исследователей, педагогов средних специальных и высших учебных заведений и др.) для обеспечения полного и всестороннего раскрытия тем и адекватного восприятия учащимися учебного материала.
3. Проведение экскурсий на промышленные, сельскохозяйственные объекты, на объекты сервисного и бытового обслуживания, на коммерческие фирмы, в типографии и т.д., с последующим установлением "обратной связи" с этими объектами.
4. Включение в образовательный процесс активных форм обучения (экономические практикумы, практические занятия по специально разработанным программам, деловые и ролевые игры, занимательные упражнения, рассмотрение экономических ситуаций, решение и составление кроссвордов, криптограмм, ребусов и др.).
5. Формирование нравственных качеств личности: инициативности, деловитости, творческого подхода к делу, ответственности и честности.
В соответствии с этим нами выделены три компонента: познавательно-ценностный, нравственно-ценностный, деятельностно-ценностный.
Значимое место в экономической подготовке молодежи и формировании экономической культуры личности занимает самообразование, изучение потенциальных возможностей региона и перспективы социально-экономического развития республики.
Разработана структура модели, являющаяся руководством к осуществлению непрерывной экономической подготовки в условиях нашей республики.
В структуре особое место уделяется модели "Синектика". Это модель группового решения проблем на основе метафорического мышления. Фундаментом ее является метод групповой генерации идей ("мозговая атака" или "мозговой штурм"), который развивает совместную поисковую деятельность, основывается на догадках, смелых гипотезах, "сумасшедших идеях и интуитивных решениях".
Учитывая вышеизложенное, хочу обратить внимание читателя на факт, который констатирует то, что непрерывный процесс экономической подготовки с раннего детского возраста явление сложное, комплексное, системное, динамичное и прогрессивное, но необходимое.
Таким образом, система экономического образования (СЭО) в общем виде предусматривает:
а) дифференцированный подход к организации экономической учебы, что отражается в разработанных нами программах;
б) единые требования к уровню экономической подготовки личности на основе типовых учебных программ;
в) преемственность и последовательность в изучении экономической теории и практики;
г) организацию экономической учебы на основе перспективных планов экономического образования личности;
д) руководство экономической учебой.
Следующий аспект, на который хочется обратить ваше внимание - это работа республиканской молодежной организации, которая принимает активное участие во всех сферах социально-экономической, политической, межэтнической жизни республики благодаря отличному руководителю Э.Х. Бедоевой. Мы систематически обмениваемся мнениями, обсуждаем план проведения некоторых мероприятий. Сделаны какие-то, на мой взгляд, рациональные шаги.
Однако неплохо было бы на базе Министерства молодежи задействовать некогда активно функционирующий региональный центр "Достижения молодых" и "ЦЭК-ИР-ЗОНД И Ко", которые призваны не только формировать экономическую культуру молодежи, но и способствовать решению многих жизненно важных проблем республики, таких как благоустройство улиц, ремонт дорог, оказание различных услуг, организация досуга населения, работа с молодыми и начинающими учителями и многое другое.
Как известно, региональный центр "Достижения молодых" - это некоммерческая общественная организация, занимающаяся экономическим образованием молодежи и учителей, поддерживающая интеграционные связи с республиками Российской Федерации и зарубежья. В работу центра внедрены элементы программы международной общественной организации "Достижения молодых" с учетом регионального аспекта. Главное отличие программы "Достижения молодых" от традиционных курсов экономики - максимальная приближенность к миру реального бизнеса и активное привлечение молодых людей на творческой основе к практическому освоению курса.
"ЦЭК-ИР-ЗОНД И Ко" - это центр, который занимается проблемой осуществления непрерывной экономической подготовки и поднятия уровня экономической культуры молодежи и общественности, принимающий активное участие во всех сферах жизнедеятельности республики, участвующий в деловых играх, научных конференциях и т д.
Рассматриваемая проблема будет решена только при комплексном подходе, единой направленной деятельности всех звеньев учебно-воспитательного, педагого-производственного коллектива. Благодаря практической деятельности личности экономические знания станут убеждениями, и на этой основе сформируются ценностные ориентации, которые определят уровень непрерывной экономической подготовки молодежи.
Хочется верить, что мой набат окажется полезным для системы национального образования нашей молодой и любимой Республики Южная Осетия.
Т.Е.ДЖАГАЕВА, доктор педагогических наук
Источник - Газета Южная Осетия.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.