Оборонительные сооружения - памятники фортификационного искусства осетин (часть1)

16 мая 2007 История [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [4894 просмотра]
Оборонительные сооружения - памятники фортификационного искусства осетин (часть1)
…Башня строилась в самом удобном в стратегическом отношении месте с учетом безопасности в зимнее время от лавин и, конечно, подальше от возможных оползневых и селевых участков.
  Но одно дело построить первую башню и другое - вторую, третью и т. д. Выбор места для строительства первой башни не был таким строгим, как для последующих, дело в том, что вторая и последующие башни уже должны были строиться с дополнительным условием: обзор второй башни должен был непременно включать первую башню. Вторая башня должна была быть под неусыпным надзором третьей и т. д.
  Таким образом, башни одного ущелья, а то и нескольких ущелий, оказывались визуально связанными. При благоприятных и дружественных отношениях между собой обитатели башен в моменты общей опасности могли передавать огнем (ночью) или дымом (днем) сигналы друг другу - вверх по ущелью, или вниз, в зависимости от нужды или направления действий потенциального противника.
И  нтересно было бы определить, какая башня в ущелье была построена первой, но это затруднительно. Возможно, первая башня должна была быть построена в более древнем поселении. Но определить древность поселения можно только раскопками тех или иных археологических объектов. Есть еще косвенное определение более древнего местожительства в отдельно взятом ущелье. Это топонимический принцип. Дело в том, что в некоторых ущельях есть населенные пункты, одноименные с ущельем. Например, село Рук в Рукском ущелье, или Сба в Сбийском ущелье и др.
  Появившиеся на картах и в делопроизводстве названия Нижний Рук, Средний Рук, Верхний Рук, а также Нижний Сба, Верхний Сба, Средний Сба и др. не более чем упрощенная подгонка топонимов для удобства пользования картой. На самом деле в Рукском ущелье только одно село Рук - на карте Верхний Рук. То же самое можно сказать и о селах Сбийского ущелья: там село Сба - это то, что на картах именуется "Средний Сба". Верхний Сба называется - Хъугом, а Нижний - Дзаттиатыкау (кстати, на дореволюционных картах сохранились их исконные названия).
Другими словами, ущелье называлось по первому или более древнему населенному пункту. Первые башни в ущельях, надо полагать, появились на более древних местах поселения. Кстати, более древние села расположены на самых удобных во всех отношениях местах. Это и близость к питьевой воде (родники), и более солнечная сторона, и близость пашен, покосов и т.д. Естественно, что более древние или, во всяком случае, первые башни должны были появиться в этих местах.
   Предположение о том, что башни задумывались как единая система, должна быть отклонена как иллюзорная. В том то и дело, что это были не планомерные всеобщие постройки, а сугубо индивидуальные и только крайняя нужда заставляла последующие, после первой, башни строить на виду предыдущей или предыдущих. Планомерное строительство оборонительных сооружений свойственно феодалу с целью защиты феодального владения, и в этом случае продуманность фортификационных сооружений строго обязательна. Этого уровня социального развития в горах Центрального Кавказа в позднем средневековье не наблюдалось.
Ущелья в социальном плане были совершенно изолированы и самостоятельны. Новые поселенцы па правах первообладателя местности присваивали не только права на пахотные участки и луга для покосов, но и на возможность строительства башен. Как выясняется, башни могли строить не все роды и фамилии. "Самостоятельность и общественный вес того или иного осетинского рода измерялись наличием родовой башни, навозника, мельницы и родового склепа".
    Не случайно в первом ряду престижных объектов поставлена башня. "Одним из первых вопросов, задаваемых при сватовстве, был вопрос о том, есть ли у жениха или у кого-нибудь из его рода боевая башня. Утвердительный ответ существенно увеличивал шансы жениха". Строительство башни было настолько важным мероприятием и неординарным событием, что до сих пор многие башни известны как именные, т.е. названы именем хозяина, заказчика. Хотя большей частью они известны как фамильные.
Например, "Гоготы мæсыг" - "башня Гогоевых", т.е."башня Того и его потомков", хотя Того и был из фамилии Тотровых. Казалось бы, что башня должна называться "Тотраты мæсыг", но здесь играет роль не род или фамилия, а именно клан Того из рода Тотровых. И это наблюдается сплошь и рядом. Правда, есть и случай, когда башня называется по названию рода. Но это, надо полагать, позднее явление или поздняя номинация, когда имя первостроителя оказалось забытым.
Здесь уместно сказать, что боевые башни в литературе, как в специальной, так и в художественной, а особенно в публицистике, нередко называются родовыми. Это название ("родовая башня") не отражает реального положения вещей. Одна башня не могла удовлетворить потребности целого рода.
    Понятия "род" и "фамилия" у осетин имеют одно название - "мыггаг". Т.е. "мыккаг" может быть и обширным как Æгъуызатæ, Сидæмонтæ, Къусæгонтæ, Цæразонтæ, Бадилатæ и др., соответственно включающим в себя множество родов, уже состоящих из одной фамилии. И обширные объединения и единичные "мыггаг" переводятся как "роды", но это разного уровня понятия. Соответственно и их оборонительные сооружения вовсе не являются общими.
     Например, башни рода Гаглоевых не являются принадлежностью Санакоевых, хотя обе эти фамилии относятся к роду Агузата. Поэтому башни можно называть и фамильными. Возможно, мы имеем дело с моментом, когда башня называлась не по древнему роду (типа Цлеразонтаэ, Бадилатаз), не по фамилии (Тотратаз), а непосредственно по имени заказчика и хозяина башни, когда происходит выделение отдельной семьи из общей массы родственников, возвышение какого-нибудь Айтега, Уарикана или Того. Именно так эти башни и остались в памяти народа.
    Например, "Айтеггы мæсыг" по имени Айтега из рода Дзукаевых или "Уарихъанты мæсыг" - башня потомков Уарикана из фамилии Тотровых, и "Гоготы мæсыг" башня Того и его потомков, также из рода Тотровых. Если у рода или фамилии было несколько башен, то их так и называют "Абайты мæсгуытæ" - "башни Абаевых", "Фæрниаты мæсгуытæ" - "башни Фарниевых", т.е. без указания конкретного владетеля-заказчика. Возможно, что имя хозяина-заказчика было забыто, но вполне вероятно, что конкретного заказчика не было, когда башня строилась силами и старанием всей фамилии. В исторических преданиях отмечены подобные факты. Например: "Поратæ Дзантиаты ныхмæ мæсыг амайын байдыдтой" - "Пораевы начали строить башню против Дзантиевых".
      Итак, башни строились как общие для всей фамилии или для части фамилии, проживавшей в данном селе, ибо другие кланы фамилии прожи-вали в другом селе, или для одной семьи, причем семьи с более высокими экономическими возможностями. Вспомним высказывание Вахушти Багратиони: "если овс или двал возвысится или разбогатеет, то он... строит башню...", поэтому башни назывались как по имени заказчика-хозяина, так и по фамилии и роду, которому она принадлежала. В целом же осетинские башни были патронимическими.
  Строительство башни предполагало заготовку строительного материала, который должен был быть качественным и обильным. Обычный строительный материал - камень, обломки скального плитняка, распространенного в данной местности. Это могли быть крепкие песчаники, известняки, поддающиеся обработке андезиты и дациты, а также прочный травертин.
    Травертин, по-осетински "цынадур", особенно часто встречается в местах, изобилующих минеральными источниками. Травертин находил особое применение при строительстве башни: из него обычно вытесывали цельную или составную арку дверного проема, а также боковые опоры этого же самого дверного проема. Хорошо поддающийся обработке травертин был самым удобным и доступным материалом для изготовления криволинейных форм. Для арок проемов использовали и известняки, также поддающиеся обработке. Но в тех местах, где есть выходы или напластования травертинов, в дело шла именно эта осадочная порода.
При подборе скальных обломков старались избегать укладывания в стены башни тонкослойного шиферного сланца - "хæлын къæй". Кажущийся прочным материалом, он со временем, под воздействием влаги, раскалывается на тонкие пластинки или рассыпается. Как показывают наблюдения, "хæлын къæй" все же попадал в кладку башен. Если же в основании башни оказывались такие породы камней, то они и были причиной разрушения сооружения. Однако строители или заготовители хорошо разбирались в камнях и подобные случаи были крайне редки.
    Связующим раствором служила известь, о заготовке которой было сказано выше. Для нужд строительства заготавливали также глину. Что касается деревянных деталей конструкции, то и в этом случае обходились подручным материалом. Конечно, ценилась твердая древесина, например, дуб. Однако межэтажные перекрытия покоились на балках из хвойных пород. Деревянными в башне были каркасы межэтажных перекрытий, двери, замки и переносные лестницы или бревна с зарубками-ступеньками.
Строительство начиналось с расчистки площадки и укладывания краеугольных камней - "бындур". Это были самые массивные, и даже обработанные, каменные глыбы. Некоторые мастера устраивали в основании цоколь, т.е. основание башни несколько выдвинуто за пределы стен башни на 20 - 40 см. Высота цоколя - до 80 см. Насколько были важны эти краеугольные камни "бындур" ("бын" - низ, основание + "дур" - камень) - говорит осетинское выражение "бындур разылд" - "повернулся (или сошел с места) бындур", что является синонимом трагического потрясения.
    Доставка строительного материала к месту строительства осуществлялась при помощи тяглового скота на волокушках "дзоныгъ", но этнографический материал подсказывает и способ волочения самих плит. Для этого на плите укрепляли вылепленную из навоза и глины петлю ("лæхын сыфц"). Информаторы утверждают, что подобная петля была настолько прочной, что при доставке могла расколоться плита, но петля никогда. Этот способ доставки плит применялся только с наступлением морозов, снежного покрова, обеспечивающих как примерзание петли к плите, так и скольжение поверхности плиты по снегу.
Подвоз большого количества строительного материала требовал огромных затрат человеческого труда. Позднее эти усилия казались фантастическими и в ряде случаев объяснялись вмешательством сверхъестественных сил или магическими действиями.
[img]http://foto.rambler.ru/public/osinform/_photos/Zildi/Zildi-work.jpg?1179332895.5039[/img]



   Так, о постройке крепости "Зылды мæсыг" из необыкновенно больших обломков камней лавового происхождения жительница с. Ходз Тавис Джеллиева рассказала Е.Г. Пчелиной услышанное от своего деда предание: "Когда человек еще не был подвержен смерти, тогда был построен Зильде Машиг. В это время умирали только камни и растения.
    По этой легенде камни в то время, как и все в природе, понимали человеческую речь и могли сами передвигаться. Когда люди захотели построить Зильде Машиг, они пригласили к себе в гости камни и попросили их, каждый особо, стать на указанное им людьми место. Так был построен Зильде Машиг".
Нечто подобное можно усмотреть и в предании о Тогоевской башне. Неприступность и уникальность башни сказитель объяснял тем, что "она была выстроена из самозванного, самоприглашенного камня" - "Уый амад уыд хæдхонгæ дурæй".
    Монументальность и трудность построения башен у потомков вызвала попытки объяснить их не только с помощью сверхъестественных сил, но и применением каких-то немыслимых механизмов и сооружением грандиозных приспособлений.
    В одном селе (к сожалению, не зафиксированном) информатор-старик убеждал меня в том, что будто камни для верхних этажей подвозили на санях по земляной насыпи, которая повышалась с каждым этажом. Подвоз камней к пятому этажу, например, невозможно даже представить,так как насыпь должна была быть огромных размеров. Не говоря уж о башнях, которые построены на самых отвесных местах, как, например, в с. Слас в Нарской котловине. Это просто невозможно не только из-за ландшафта, но и из-за трудоемкости производства такого рода работ. Нет никаких упоминаний и о строительных лесах. Надо полагать, что все работы производились вручную с использованием, конечно, рычагов - "мæцъис".
источник http://aors.narod.ru/ продолжение следует .............




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
  • Очевидец

16 мая 2007 23:50

Осетины не умели строить башни сами, а нанимали для этого мастеров вайнахов. Поэтому-то технология строительства и неизвестна, а вся терминология осетинская отражает лишь тот аспект, что осетины были на подхвате у мастеров и выполняли работы подай-принеси. Неслучайно об замесе и составе извести даже ни малейшего представления нет в этом тексте.

  • Vali

17 мая 2007 11:16

Очевидец

Мой пра....прадед сам своиим руками, при помощи деревенских жителей, осетин, построил пятиэтажную башню, Бадилайы маесыг в с. Хуымысаертае джавского района, аккурат возле своего дома. Это было в начале 17 в. После землятрясение в 1991 году от крепости осталась одна холка.

Секрет замеса известен, но не всякий очевидец мог знать и видеть это воочию.

  • квайсайаг

17 мая 2007 16:16

Очевидец,

Родовая башня моих предков в сел. Саджилзаз (кударское ущелье) древнее всего твоего рабского рода. Над входом в башню, в растворе мой предок оставил отпечаток своей ладони как напоминание потомкам о создателе этого сооружения.

Да дело даже не в этом. Меня просто поражает, откуда в Вас (грузинах) столько низкой, рабской желчи. Живи с этим сам, дорогу же на этот сайт забудь.... Иначе быть тебе битым!!!

28 апреля 2011 09:33

Помогите пожалуйста!!!!! sad Мне нужна подробная информация о том, как в древности строили осетинские башни - именно технология строительства. Посоветуйте хотябы книгу, которой воспользоваться!!!!!!! sad sad sad ....

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Солнечный Венченсо

Экстренные службы

  • 112 – МЧС РЮО
  • 101 – Пожарная служба
  • 102 – Милиция
  • 103 – Скорая мед. помощь
  • 104 – Аварийная служба газа
  • 105 – Водоканал
  • 806 5030 – Защита прав потребителей
  • 805 47 71 – Вывоз строительного и бытового мусора

Погода

Книжный МИР ЮОГУ

Цитаты

Деньги не портят человека, они просто показывают, кто он есть на самом деле.

Новости

«    Февраль 2017    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28  
полезно знать...
Компания Директ-Электрик предлагает светодиодные светильники оптом по выгодной цене
Центральная избирательная комиссия РЮО
 Мегафон

Курс рубля на межбанковском рынке

ГУП Энергоресурс ГУП Энергоресурс ГУП Энергоресурс

Объявления

Профессиональная Фото и Видео съёмка Виньетки , дни рождения, свадьбы. Моментальные фото за 5 минут Опыт работы 20 лет. 8928 497 88 14 Спросить, Тамаза Макиева
***
Услуги по заправке картриджей и ремонту принтеров . Быстро недорого с гарантией!
10 лет качественной работы! Так же продаются Б/У принтеры в хорошем состоянии, фирмы: Canon, Samsung , HP и Xerox. Телефон для справок +7 929 804 44 74, спросить Колю
***
Если у вас праздник,то смело можете позвать двух самых веселых клоунов !89298115082.Звоните! Пончик и Цветочек-радость без черных точек.
***

Радио ОНЛАЙН!

Радио ОНЛАЙН!

Строительство фонтана в Цхинвале ОНЛАЙН!

Строительство фонтана онлайн!

Осетия

Æхсæнадæмон литературон преми «Булæмæргь»-ы премиалон сезон 2017 азы расидт