Опасные тени мифического государства

15 мая 2007 Аналитика [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [3398 просмотров]
Опасные тени мифического государства
   Мнение
   О вооруженных конфликтах постсоветского периода уже написано десятки книг, не говоря уже о бесчисленном количестве газетных статьей, телевизионных передач, другой журналистской продукции. Тема эта, как правило, всегда вызывает повышенный интерес, однако всегда сопровождается неразрешимой дилеммой: как написать так, чтобы не задеть больно ни одну из конфликтующих сторон. Такая проблема особенно хорошо известна тем журналистов, которые знакомы с тем или иным конфликтом извне и пишут об этом, как говорится, наскоками. И поэтому неудивительно, что многим из них результаты собственного труда принесли горькое разочарование. Но в истории большинства этих конфликтов есть очевидные истины, которые не требуют глубоких исследований и знании предмета - они лежат на самой поверхности и известны всем тем, кто так или иначе хочет о них знать. Эту плоскость конфликтов можно было бы охарактеризовать как « первичность вины».
    В мире не много народов, у которых бы, после совершенных ими преступлений, нашлось мужество раскаяния. Тем не менее, такие редкие случаи могут свидетельствовать только о высокой нравственности и большом созидательном потенциале народа. Совершенно очевидно, что в ближайшее столетие ничего подобного не следует ожидать от Грузинского государства. Во всей 17 летней истории грузино - осетинского конфликта не было ни одного прецедента, когда бы грузинская сторона высказала даже сожаление по поводу совершенных ею преступлениях. Речь в данном случае идет о неопровержимых фактах из той самой «первичной вины», с которых по сути дела, каждый раз начиналось кровопролитие: нарушалась грань, открывающая путь разрушения межчеловеческих отношений, ненависти и непримирости.
    Все вооруженные конфликты, которые произошли с 1989 года, начинались со стороны Грузии, то есть именно она каждый раз выступала агрессором. Грузинская первопричинность проявилась в 1989, 1991, 2004 годах, во время крупных агрессий, и во всех остальных сравнительно мелких столкновениях, в результате которых также проливалась кровь. Почему - то этот, на мой взгляд, важнейший фактор не хотят учитывать ни так называемые примиряющие стороны, ни международные правозащитные организаций.
    Анализируя поведенческий образ этой страны в период постсоветских конфликтов, да и в период советской власти, невольно складывается впечатление, что Грузия на самом деле состоит из одних мифов. Об этом говорит непредсказуемость поступков, образа мышления грузинской политической элиты и творческой интеллигенции; их жизненные приоритеты, отношение к другим народам и тому подобнее. Взять хотя бы историю, происхождение грузинского народа, Нигде не найти внятного объяснения, где и когда возник этот народ. Наверняка есть какой - то ответ этому вопросу, но он настолько зашифрован, настолько скрыт, что остается довольствоваться объяснением «вечной исконности». Грузинский народ, по данным его собственной историографии, зародился на территории, где он сейчас обитает, и никогда не подвергался миграционным процессам. Странная, конечно, теория, однако другие более вероятные теории отвергаются, а из редких образцов грузинской научной среды просто изымаются. Трудно забыть репортаж, который видел автор этих строк лет 20 назад по грузинскому телевидению. Журналистка с микрофоном в руке брала интервью у археологов, которые вели раскопки в восточной Грузии, в Кахетии. После длинного патриотичного монолога ученого о древнейшей по времени находки и несомненной этнической идентичности обнаруженных в земле человеческих останков, журналистка с полной серьезностью спросила у державшего в руке череп археолога: так все - таки кем является этот череп: еще объязаной или уже грузином? Мне кажется, что этот сюжет открывает глаза и на многие другие вещи из сегодняшней жизни, в частности на то, какие приоритеты ставит грузинская сторона в ходе переговорного процесса по урегулированию грузино-осетинского конфликта. Как в переговорах, так и в разговорах с журналистами уже много лет в качестве основного аргумента их «правоты» грузинской стороной неустанно повторяется одно и то же: «Потому что это - наша земля!» Другие аргументы грузинская сторона всерьез рассматривать не хочет. На мой взгляд, на такую незыблемую позицию Грузии давно должны были обратить внимание опять - таки примиряющие стороны, и сделать определенные выводы, однако этого делать не хотят, делая вид, что при «необходимости» в современном цивилизованном мире можно принимать и такие «аргументы».
   Абсурдность такой позиции, конечно же, предполагает и оборотную сторону: по мнению грузин, Южная Осетия - это искусственное образование, а осетины - пришлый народ, соответственно ни о какой политической самостоятельности не может быть и речи. В этой связи скажу еще об одном абсурдном, но тоже примечательном примере, характеризующего типичное грузинское мышление на сегодняшний день. Пример из совсем недавнего прошлого. Около двух месяцев назад по радио «Эхо Москвы» выступала известная грузинская актриса Софико Чиаурели, которая считается, и, думается, не без основания, яркой представительницей цвета грузинской интеллигенции. Вместе с ней в студии находились ее молодые грузинские коллегии. Основной темой разговора было установление со стороны России ограничений на торговлю, связь, транспортное сообщение и так далее. Как известно, случилось это после ловли «российских шпионов» в Грузии и их задержания. Этому решению предшествовала целая череда различных провокаций, в основном связанных с задержанием и унижением представителей миротворческих сил в зоне грузино-осетинского конфликта. Гости «Эха» и на этот раз не обошли стороной темы осетин и абхазцев, гостей и хозяев на «исконно грузинской» земле. И в этом контексте вдруг молодой человек, находившийся в компании Чиаурели, заявил: Да никогда не было Южной Осетии, а в Цхинвале еще недавно, я помню, проживал всего один осетин, который продавал сыр. Вот до чего все дошло. И там, в студии, тоже никто не захотел остановить этот целенаправленный бред, которому, скорее всего, в огромной российской аудитории, наверное, кто - нибудь да поверил. Подобных примеров можно найти сотни, особенно в средствах информации самой Грузии. И надо ли после этого удивляться уже устойчивому ощущению по поводу того, что под страной Грузия мир имеет дело с какой то нереальной, мифической территорией, с мистикой, которую нельзя воспринимать в реальных категориях, и в этом отношении она действительно является уникальной субстанцией. Однако у этой призрачной Неестественности есть конкретные желания, пристрастия, причем добивается оно их с таким усердием, как будто от этого зависит все его существование.
   Мне представляется, что самая жгучая грузинская страсть - это распоряжаться кем - либо и иметь в его лице постоянного врага. В противном случае эта нация не может жить полнокровной жизнью. Трудно найти на сегодняшний день другой такой народ, который бы на протяжении всего одного десятилетия несколько раз становился агрессором и развязывал воины. Неважно, что во всех из них он потерпел поражение,- важно, что они, эти воины, были, в результате была национальная истерия, а значит, была полнокровная жизнь, была возможность реализовать свой национальный менталитет и психические возможности. В связи с этим открывается еще один грузинский феномен, мифическая суть которого на первый взгляд вступает в противоречие с объективной исторической закономерностью. Как известно, древние народы, как говорится, свое уже отвоевали. Они естественным образом отошли от тропы войны, следовательно, у них теперь другие жизненные ориентиры - мирные. Народы же, которые в разрезе исторических масштабов формируются в настоящее время, только вступают в гущу грубой физической стихии. Кто воюет сегодня кроме Грузии? Соединенные Штаты Америки, страна с 200 летней историей. Несмотря на высокий уровень ее экономического и социального развития, ей не хватило времени на идейно - нравственное формирование, вот и формирует его сейчас путем установления своей гегемонии силы. Аналогичными являются примеры постоянных воин в отсталых африканских странах, у которых, кроме отсутствия исторически сложившихся моральных устоев, причиной междоусобиц является еще и материальная нищета. Еще одна причина агрессивно настроенных стран - чувство возмездия: отомстить истории за униженное прошлое, возместить на ком - нибудь то, что испытал сам в течение многих столетий: гнет, унижение, оскорбление национального достоинства, рабство, наконец.
    Осетия не проявляла агрессивных действий вот уже более 600 лет. Мне кажется, что так получилось не потому, что она была всегда слаба или же ей не за что было воевать. Было. И есть до сих пор. Доказательством же ее дееспособности говорят и факты достойного сопротивления сразу нескольким агрессиям. Дело, скорее всего, в том, что и Осетия давно сошла с вышеупомянутой тропы войны, но, к сожалению, оказалась в орбите историей оскорбленных народов, и в этом ей сильно не повезло.
Что касается противоречия, связанного в этой связи с Грузией, то оно заключается в следующем: следуя объективной логике о миролюбивости древних народов «грузинская древность» не должна быть агрессивной, на самом же деле весь мир наблюдает обратный процесс. Причин такого явления, опять - таки, может быть несколько. Во - первых, она может заключаться в неверности официально декларируемых сведений об истории грузинского народа. - Ответ, видимо, следует искать не только в возрасте данного народа, а, прежде всего, в ее содержании. Является ли этот народ на самом деле тем этносом, за кого он себя выдает? Не имеем ли дело с суррогатом народа, с некой контаминацией различных этносов, культур, традиций? То есть, не является ли правдой то, о чем на бытовом уровне всегда открыто высказывалось среди закавказских народов - мнение об искусственно созданном грузинском народе.
   Другое возможное объяснение чрезвычайной агрессивности грузинского народа - это то, о чем уже говорилось - ущербность оскорбленной психики, жаждущей отмщения. Главным обидчикам - персам и туркам не получится отомстить - не хватит сил, но почему бы не отыграться на народах, которые так кстати оказались рядом. Я думаю, что если бы не было территориальных причин, грузины бы придумали что - нибудь другое. Скажем, вместо вооруженной агрессии они бы совершали культурную экспансию, чем, кстати, занимались весь советский период, когда не имели возможности воевать. И если бы сегодня осетины и абхазцы вдруг согласились на все условия Грузии, мало того, если бы они вдруг покинули свои территорий, оставив их своим землелюбивым соседям, то грузинский народ, оставшись без потенциальных врагов, оказался бы самым несчастным народом. Думается, что поступить таким образом было бы слишком бесчеловечно даже по отношению народа, который желает тебе зла.
    Если спроецировать все сказанное на сегодняшнее поведение грузинских властей, то совершенно понятным становится их жестокость, снобизм, ложь, возведенная в ранг государственной политики, цинизм, применяемый в самых невероятных случаях. Налицо образ нереального, мифического государства, который вроде бы и существует, но в каких - то собственных, только ему свойственных моральных параметрах, только ему, а не всему человечеству, нравственных нормах. Я не сомневаюсь, что каждый раз, придумывая очередную ложь в пользу своей сиюминутной выгоды, грузинская пропагандистская машина, а вместе с ней и все население уже через пять минут сами же верят в нее, воспринимая ее за правду. Ложь быстро раскрывается, но они от этого ничуть не страдают.
   Возвращаясь к переговорному процессу, трудно не отметить, что грузинская сторона еще ни разу не повела себя искренне: она не хочет говорить по существу, относится к осетинской стороне пренебрежительно, изначально отводя себе роль Главного. Даже не участника, а ведущего, всем своим видом показывая, что вот они, такие великодушные и благородные, сели с тобой за один стол, потому что только они, грузины, могут быть такими великодушными. Генетически оставаясь в плену ущербно - пораженческой психологии, Грузия психологически не может изначально ставить себя в один ряд с более «слабой» Южной Осетией. Жестокость, которой подвергался грузинский народ в течение столетий, положение слабого, в котором находился он многие годы, органически вошли в его же плоть и кровь. И теперь он желает того же: такого же поведения, как некогда по отношению к нему, сателлиту, вели себя их хозяева. Налицо - реваншистские настроения, подсознательно преследующие Грузию из анналов исторической памяти. На самом деле, можно говорить о том, что любые переговоры со стороны Грузии - это показательные выступления,- на самом деле, она жаждет исторического реванша и победного удовлетворения. В этом конечная цель Грузии, в частности ее политической элиты и шовинистически настроенной интеллигенции. Поэтому не стоит удивляться тому, что Грузия еще никогда не выполнила до конца ни одного пункта из многочисленных решений СКК.
    Вся эта ситуация оборотной стороной бьет по Южной Осетии. Например, весьма часто ставит в глупое и беспомощное положение представителей осетинских переговорщиков. Причина подобных, впрочем, как и других проигрышных ситуаций, заключается в столкновении абсолютно противоположных менталитетов, где всегда или почти всегда в проигрыше остается осетинский.
Алано - Осетинский народ, как показывает история, в течение многих столетий исчерпал свою воинственную агрессию, распылив ее почти по всему земному шару. О том, что он на сегодняшний день стоит на пути созидания, говорят высокие достижения в области культуры, искусства, спорта. Достижения мирового уровня. Эти успехи рождаются в среде народа, численность которого не достигает и миллиона. В то же время наивность, доверчивость и излишняя терпимость стали настоящим бичом современного осетинского общества, причиной всех его неудач. Неконструктивность этих «пороков» наиболее отчетливо проявляется в контексте грузино-осетинских отношений. Возьмем опять - таки работу СКК. Грузины ее деятельность постепенно свели к нулю. При откровенном попустительстве России и беспомощной осетинской позиции, роль которой свелась к отпискам по поводу того, как грузины себя плохо ведут.
    Уже сколько лет издевательствам и унижению подвергается осетинское население, проезжающее с Севера на Юг и обратно через так называемый грузинский анклав. С некоторых пор на незаконно установленных постах люди в форме стали проявлять излишний интерес к документам пассажиров: кроме учинения незаконных проверок они еще и копировали с них данные. Без всяких объяснений. С унижениями и оскорблениями. Для чего? Можно предположить, что для какой - то очередной мифической выдумки - ловушки. Точно же можно сказать о том, что все это делается против осетинского народа. И хорошо, что, наконец - то этим издевательствам пришел конец, хотя нетрудно понять, что, ввиду множества причин, принять такое решение было очень непросто.
    Наивность осетинского населения нередко приводит и к забавным случаям. Многие на Юге помнят эпизоды из вооруженного сопротивления, когда во время перестрелок грузины, иногда не зная что делать и куда деваться от шквала огня, начинали вполне серьезно просить по рации: - эй, ребята, вы что на самом деле разошлись не в шутку. Прекращайте стрелять. И осетины тоже вполне серьезно прекращали, внимая просьбам тех, которые только что хотели их уничтожить.
   Эти рассуждения, конечно же, никого ничему не обязывают, - они лишь еще раз подтверждают мысль о том, что в лице грузинской идеологии и менталитета приходится противостоять совершенно другому, отличного от осетинского, миропониманию, другим морально - нравственным ценностям, И если не учитывать данного обстоятельства, то проигрыш Осетии всегда будет обеспечен. Речь идет о том, чтобы найти контрприемы в отношении грузинской мифической идеологии, ее непредсказуемости, непоследовательности. Начиная от дипломатических и иных хитроумных разработок и заканчивая более тщательным отбором людей на всевозможные переговоры, учитывая при этом не только умственные, но и атрибутивные данные, в разряд которых можно отнести и внешность человека.
   Санакоево - Каркусовский спектакль на сцене наспех сколоченной куртинской сцены, на самом деле, тоже из разряда этого идеологического противостояния. Сам факт сотрудничества с сегодняшней агрессивной Грузией в такой ответственный для Южной Осетии момент - это, прежде всего, моральный удар по населению Южной Осетии. Несмотря на различные увещевательные заявления, придающие этому нетрадиционному поступку незначительную роль. Особенно болезненно он воспринимается после стольких лет ожиданий лучшей перспективы и терпения ради избавления от Грузии как чужеродной и вредной для развития нации идеологии. Несмотря на то, что перебежчики оказались всего лишь в роли шутов нового опереточного грузинского действа, этого было достаточно, чтобы вселить разочарование в души людей. Разочарование по поводу того, что, оказывается, есть такие осетины, для которых долголетние испытания и жертвы Южной Осетии ничего не стоят, и они так запросто могут продать самые сокровенные ценности. К сожалению, (и это уже подтверждается конкретными примерами) не обойдется одними моральными потерями. Во всяком случае, грузинская партия войны в лице своих новых союзников выдумала еще одну возможность осуществления своей цели: приблизить военную развязку, к которой так неистово стремится. Куртинский театр - еще один реальный шаг к тому, чтобы подготовить более «веские причины» для покорения Южной Осетии вооруженным путем. И вовсе не референдум стал причиной всего этого, - он, скорее всего, только ускорил этот план, но, без сомнения, был бы осуществлен и без него. Немного в другие сроки и в другом виде.- Ведь в идеологическом плане второй референдум лишь подтвердил первый, на основе которого и идеи которого отстаивал, скажем, тот же Санакоев , будучи на ответственных постах Южной Осетии. Поэтому резких идеологических сдвигов в сознании этих людей в связи со вторым референдумом не могло произойти, - не грозит это им и в будущем. Вопрос лишь в том, насколько они были искренни в своих действиях? Насколько профессионально и объективно оценивалась деятельность генерала!? Санакоева? По каким критериям оценивало руководство республики его умственные способности и моральные качества?
    Подобные рода вопросы не менее остро стоят и перед нынешним руководством и вообще являются основополагающими во все времена государственного строительства. Как известно, кадровый вопрос, особенно при становлении государственности, не может допускать никаких компромиссов,- иначе приводит к тому, к чему приводит: происходит деградация и подмена ценностей. Чего греха таить, такая ситуация в Южной Осетии наблюдается уже многие годы, можно даже сказать, в течение всего периода независимости республики. Не будь этого, Южная Осетия уже бы располагала нескольким поколением настоящих государственных деятелей. Сегодня же она может похвастаться только очень небольшой группой таких людей, все остальное - масса безликих чиновников, которые, перекочевывая из одного места на другое, наловчились выполнять поручения, не требующих особых умственных напряжений. За все эти годы, несмотря на декларативные заявления разных руководителей по этому, можно сказать, самому важному вопросу, в Южной Осетии так и не была сформирована система первоочередных приоритетов государственного строительства, которая бы естественным образом ставила всех чиновников на свои места. Местнический принцип формирования чиновничьего аппарата, хотя и свойственен многим народам, но недопустим в условиях Южной Осетии. Он ни в коей мере не может соответствовать поставленным задачам народа Южной Осетии. Отсутствие такой системы, не в последнюю очередь, стало причиной и того, что, в конце - концов, появился феномен такого уродливого явления как осетинский Лжедмитрий.
     Возвращаясь к теме мифической страны и в частности к куртинскому сценарию, надо сказать, что любая грузинская акция вокруг этой мистической чертовщины, чем дальше, тем шумнее будет прирастать невероятными историями. И надо ли по всякому поводу этого шоу сотрясать воздух? Для чего? Что это дает? Не лучше ли подумать о мотивах, которые двигают грузинами и их осетинскими помощниками (ведь они и так уже давно понятны) и подумать о том как использовать всю эту чехарду в собственных целях; не ждать, пока этот братский комок рассыпится само собой и не состязаться в том, кто аморальность Санакоева доведет до самого высокого градуса кипения.
Современная жизнь ясно показывает, что постоянное взывание к справедливости и совести чаще всего не приводит к положительным результатам. Оно только раздражает и принижает его авторов в глазах окружающих. Современный политический мир, как известно, равнодушен к слабой позиции, он поворачивается на сильный и оригинально звучащий голос, на неординарные поступки, доказывающие собственную правоту даже в царстве бесчеловечной морали двойных стандартов.
    В столкновении двух миров - мира неконтролируемых мифов и мира реальности, по идее, должен победить последний. Но его победа станет реальностью лишь в том случае, если он проникнет, пусть даже вынужденно, пусть даже временно, в противостоящий ему мифический мир и одолеет врага его же методами. Практика показала, что прямолинейность, открытость, доверчивость и терпение имеют несомненный успех только в цивилизованном мире, куда мы только стремимся вырваться из оков средневековых притязаний.
    Строительство собственного национального государства требует больших жертв, в том числе и личных, общественных, всяких других интересов. И на это надо идти во имя торжества той же справедливости и свободы. Надо идти, если высшей целью народа ставится построение собственного национального государства, независимого от всяких мифических идеологий.
Пети Окаты

ИА ОСинформ

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
  • anonymous @ 83.221.206.118

26 мая 2007 16:41

...читаешь, читаешь... и задумываешься, парадокс какой-то получается. Если выпропагандируете то, что Грузия, ничтожная страна, и весь ее народ со своим менталитетом, то в какой же среде рос человек написавший столько гадостей, и откуда эта агрессия, ненависть, следовало бы о своем менталитете задуматся. Атакому дилетанту как вы стоило бы по больше литературы прочесть, и тут же говорите о том что кто-то играет на публику ,которая такая наивная...

Возмем ваш "случай" произошедший на радио, сам ое что ни на есть жалкое подобие как вы считаете "примера", а почему бы вам не посмотреть телепередачи уверенна там выбы могли по больше интересного найти. Как говрится, кто ищет тот всегда найдет. Но а самое главное, эта Грузия,бедная, маленькая несчастная страна, но вы столько многого о ней рассказали, что теперь уже и не важно хорошего или плохого.

Я имела возможность общятся и с грузинами и с осетинами, и скажу одно, что в каждой нации есть и свои минусы и плюсы. А вы своей статьей просто, извиняюсь за выражение, "лижите жопу" России. А я хоть и русская, но таких шавок и близко бы не подпустила.

P.S. Последнее замечание касается лично автора этой статьи.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Мегафон Солнечный

Экстренные службы

  • 112 – МЧС РЮО
  • 101 – Пожарная служба
  • 102 – Милиция
  • 103 – Скорая мед. помощь
  • 104 – Аварийная служба газа
  • 8098595 – Водоканал
  • 806 5030 – Защита прав потребителей
  • 805 47 71 – Вывоз строительного и бытового мусора

Погода

ЮОГУ

Потолки

Цитаты

Если у тебя получилось обмануть человека, это не значит, что он дурак, это значит, что тебе доверяли больше, чем ты этого заслуживаешь.
***
Когда мне было 5 лет, мама всегда твердила мне, что самое важное в жизни — быть счастливым. Когда я пошел в школу, меня спросили, кем я хочу стать, когда вырасту. Я написал «счастливым». Мне сказали – «ты не понял задание», а я ответил — «вы не поняли жизнь».
***
Настоящий друг — это человек, который выскажет тебе в глаза все, что о тебе думает, а всем скажет, что ты — замечательный человек. © Омар Хайям,
***
Не всегда просит прощения тот, кто виноват. Просит прощения тот, кто дорожит отношениями.
***
Производство сайтов

Новости

«    Октябрь 2020    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
Энергоресур

Объявления

Радио ОНЛАЙН!

Радио ОНЛАЙН!

Осетия