Osinform

Значение "Ныхаса" в Осетии

Значение

    Каждый населенный пункт имел свой естественный центр, сельскую площадь, куда собирались жители в сво­бодное от работы время. На такой площади в центре селе­ния, как правило, располагался ныхас – орган управления рода, затем сельской общины.

      Ныхас размещался в удобном для общественных сбо­рищ месте, в большинстве случаев под открытым небом, порою около жилых или крепостных сооружений, культо­вых мест. В некоторых местах горной Осетии в прошлом ныхасы устраивались на площадях, крытых навесом и об­несенных плетневой изгородью. Там, где ныхас был под открытым небом, его участники в ненастную погоду пере­ходили в чью-нибудь кунацкую. В некоторых горных ущельях ныхас как центр притяжения населения общины был ме­стом проведения общесельских пиршеств в честь народных праздников. Если же пиршества совершались на месте свя­тилища, за чертой селения, то взрослое мужское население собиралось на ныхас, где в беседах о проведенном праздни­ке проводили время до вечера, пели песни, хвалили щед­рых хозяев и т.д.  

     Роль ныхаса в общественной жизни осетин отражена и в осетинских нартских сказаниях. Нарты решали на ныхасах важнейшие вопросы общественной жизни: объявление войны, заключение мира. До наших дней сохранились ныхасы в селениях Лæц, Доныфарс, Нарт, Лезгор, Кумбулта (Северная Осетия), возникновение которых народ связыва­ет с нартами.  

     В первозданной своей форме ныхас сохранился в сел. Лæц Куртатинского ущелья. Он расположен в центральной части села посреди развалин древних жилых и крепостных сооружений. Сидения расположены амфитеатром или оваль­но. Чем ближе к "креслу" Урузмага, тем камни-сиденья бо­лее отточены и отшлифованы. Наиболее совершенное сре­ди них ложе Урузмага, на котором выбиты даже подлокот­ники. Известные в прошлом ныхасы в Осетии были на зна­менитой площадке Зилахар, в районе сел. Нар (Поты фæз), в сел. Дагом (Мадизан), площадки "Мадзаска" и "Мацута" в Дигории.   

     Круг вопросов, обсуждавшихся на ныхасе, был чрезвы­чайно широк. "Общинное собрание или ныхас, – пишет 3. Н. Ванеев, – является органом, регулирующим жизнь общины. Это общинное собрание – зародыш того народ­ного собрания, которое выступает с образованием племен. Ныхас не имел характера формально выраженного и регу­лярно функционирующего учреждения. На ныхасе взрослые мужчины проводили обычно свободное время, преда­ваясь беседам для развлечения. Но здесь же обсуждались и разрешались текущие или возникшие в жизни общины во­просы". Одним словом, ни одна сторона общинной жиз­ни, ни политическая, ни хозяйственная, нуждавшаяся в мало-мальском внимании, не проходила мимо ныхаса, на котором все вопросы обсуждались открыто, гласно. При этом, как правильно отмечал доктор В. Пфаф, "эта неогра­ниченная гласность имеет весьма благодетельное влияние на всю нравственную обстановку жизни. Она предупрежда­ет интриги, сплетни, наговоры, потому что малейшее по­дозрение в подобных поступках против кого бы то ни было тотчас заявляется громогласно на ныхасе и разбирается столь же строго, как всякое судебное дело. И, действительно, гор­цы, сравнивая нравственную обстановку их жизни с жиз­нью более цивилизованных обществ, дают первой реши­тельное преимущество". Общинный сход так высоко ко­тировался среди осетин, что тот же В. Пфаф назвал его "все­могущим ныхасом".  

      Перед ныхасом проходила вся общественная жизнь об­щины. На нем определялись такие вопросы, как начало весенне-полевых работ, система севооборота, пользование лугами, пастбищами, лесами, вопросы охраны нив, пастьба скота, содержание общинных пастухов, решались вопросы строительства дорог, мостов, ухода за ними. На ныхасе об­суждались и решались вопросы общественной жизни: от­ношение с соседними общинами, межродовые конфликты, дела об убийствах, ранениях, оскорблениях, похищениях невест, имущественные споры и т.д. При этом исполни­тельная сила ныхаса была высокой; исключались случаи, чтобы на ныхасе было принято решение и кто-либо осме­лился его не выполнить. "Всякий покоряется беспрекослов­но приговору ныхаса и неподвижным обычаям старины, которые поддерживались даже изгнанием, даже смертной казнью". Это мнение подтверждается и другим знатоком быта осетин П. Уваровой: "В Осетии еще весьма недавно играли огромную роль приговоры аульного судилища, которые имели право не только приговорить к ссылке, но даже к смертной казне".    

      Однако были и исключения: не подчинившегося реше­нию ныхаса подвергали штрафу в пользу общины или же объявляли бойкот – хъоды. "Подвергнутый хъоды или хъæудзырд уже не допускался на сельские сборища и тор­жества (куывды), на сходы, свадьбы, похороны и поминки односельчан; принадлежащий такому лицу скот не допус­кался в сельское стадо. Что бы в его доме не случилось (смерть, свадьба), к нему никто не подходил, чтобы посо­чувствовать или помочь ему; не давали ему соседи и огня, что само по себе считалось уже тяжким наказанием. Одним словом, по решению ныхаса все члены общества... преры­вали с ним всякое общение. О бойкоте сообщалось и в со­седние общества, которые с этого времени должны  были  также считаться с пригвором и законами данной общины. Подвергшийся хъоды, будучи отверженным, вынужден бы­вал бежать из села, а нередко его изгоняли".  

       Высшей формой наказания было вынесение смертного приговора. Приговоренного привязывали руками и ногами к деревянному брусу и, как правило, сбрасывали со скалы. Такие скалы имеются во многих населенных пунктах гор­ной и предгорной Осетии и называются "куыдзæппа-рæн къæдзæх" (скала, с которой сбрасывают собак). Если не было скалы, то сбрасывали с обрыва в пропасть. В прошлом бы­товала еще одна форма смертной казни – забивание осуж­денного камнями. На такого человека каждый житель села должен был кинуть камень. Исполнение смертного при­говора поручалось близким родственникам. Это делалось преднамеренно, ибо убийство члена семьи не преследова­лось; если бы это совершили посторонние – это могло вы­звать ответную реакцию у сородичей.  

         Кроме решения политических и хозяйственных вопро­сов, на ныхасе говорили о том, что слышали и видели в разных местах, как жили раньше и живут сейчас, рассказы­ вали старинные легенды и сказания, которые порою со­провождались игрою на музыкальном инструменте (хъисын фæндыр).«Холм в ауле – это место общественного собрания, – писал И.Кануков.– Сюда в нерабочую пору собираются все аульные жители и часто решают частные и общественные дела, или же просто проводят досужее время в пустых разговорах. Сообщают друг другу новости разного рода – кто о приказании начальника округа, кто о покосе. Иной раз среди собравшейся толпы холмовников раздается монотон­ный звук двухструнной скрипки... какой-то старец напева­ет песнь про Баби или Чермена, или же рассказывает ле­генду про Батрадза, сына Хамыца, который вел упорную борь­бу даже с небом и, наконец, сам погиб от своего знамени­того ахсаргарда (меча). Если бы этот лысый холм, на котором собираются завсегдатаи, получил дар слова и мог бы рас­сказать слышанное... если бы он сообщил нам, сколько людей провели на нем всю свою жизнь до самой дряхло­сти... Но холм молчит...". 

          На ныхасе происходило примирение кровников. Реше­ние принималось большинством голосов. Право голоса имел каждый мужчина среднего и старшего возраста, но старшие имели перед другими преимущественные права. 

          В свободное от обсуждения политических и хозяйствен­ных вопросов время на ныхасе проводились увеселитель­ные мероприятия; распевались обрядовые и героические песни. Сюда же приходили кожевенных дел мастера и на глазах у молодых людей занимались своим ремеслом. В не­которых селениях поблизости к ныхасу строили кузню, что давало возможность молодым людям не только созерцать работу мастера, но и помогать ему.  

         Все вышесказанное о роли и функциях ныхаса позволя­ет заключить, что это была своеобразная горская школа, где жители села находили большую пищу для развития ума, совершенствования, развития талантов и расширения кру­гозора.

         В горных селах Осетии ныхас не потерял своего функ­ционального значения до 30-х годов нашего века. Но когда в селах были построены клубы, правления, библиотеки, роль ныхаса постепенно сошла на нет.  

"Южная Алания" Республика Южная Осетия

ИА ОСинформ


Опубликованно: 22-02-2007, 00:00
Документ: Новости > http://alaniainform.org/759-znachenie_nyxasa_v_osetii.html

Copyright © Osinform.ru
При копировании материалов, гиперссылка обязательна.

Вернуться назад