Osinform

Референдум 1992 года. Зачем снова изобретать велосипед?

Референдум 1992 года. Зачем снова изобретать велосипед?Референдум 1992 года. Зачем снова изобретать велосипед?В настоящее время среди политической элиты Южной Осетии существуют различные мнения по формулировке вопроса, выносимого на референдум, кроме того, присутствуют различные юридические и политические суждения, связанные с перспективой вхождения РЮО в состав Российской Федерации. Поэтому сегодня представляется вполне разумным, что заявленный референдум был перенесен на период после выборов Президента РЮО, когда над общественным сознанием уже не будет висеть «Домоклов меч» предвыборного напряжения. Хотя многие предлагали в 2017 году просто вернуться к обсуждению данной темы, а не утверждать о его проведении.
Сознательно опуская момент заявления официального представителя Госдепартамента США о предполагаемом референдуме и «целостности» Грузии, вызывающего лишь снисходительную ухмылку (лучше бы не игнорировали всю правду нашей борьбы за независимость 1989-2008 гг.), сегодня вновь хочется поговорить о другом. И для начала еще раз вернуться в далекий январь 1992 года. На всенародное голосование тогда было вынесено два вопроса:
а) Согласны ли Вы, чтобы Республика Южная Осетия была независимой?
б) Согласны ли Вы с решением Верховного Совета Республики Южная Осетия от 1 сентября 1991 г. о воссоединении с Россией?
Уточним, что это не два взаимоисключающих положения, как предполагают некоторые. Нет, это определение пошаговых действий: сперва обретение независимости, а после – вхождение в состав России. Ведь согласно российскому законодательству в состав Российской Федерации можно было войти только как другое государство, а не часть чужой территории. Как показал референдум, 99% из внесенных в списки для голосованиявысказались за независимость Республики Южная Осетия и ее последующее воссоединение с Россией.
В соответствии с протоколом ЦИК:
1. Число граждан, получивших бюллетени для голосования – 53441
2. Число граждан, принявших участие в голосовании (устанавливается путем подсчета бюллетеней, находившихся в ящиках для приема бюллетеней) – 53441
3. Число граждан, ответивших «да» – 53308
4. Число граждан, ответивших «нет» – 48
5. Число бюллетеней, признанных недействительными – 85.
Здесь надо отметить важную деталь: в 1992 году были созданы возможности для голосования и грузинского населения, в том числе и в грузинонаселенных селах РЮО. То, что не было фактической возможности открыть сами участки для голосования, не отменяет сам факт их формального учреждения в организационных мероприятиях ЦИК референдума. Впрочем, жители этих сел все же имели возможность для голосования на участках, которые располагались в соседних осетинских населенных пунктах. Так, жители Лиахвского ущелья и селения Прис голосовали по дополнительным спискам на участках при городских школах №9 и №10 и т.д.

Референдум 1992 года о независимости РЮО – уникальное правовое подтверждение легитимности Республики. Правовая суть этой легитимности проста: во-первых, в 1990 году Грузия односторонне отменила советские законы, вышла из правового поля СССР до юридического распада страны в конце 1991 года, и таким образом, не стала правопреемницей ГССР. Право на определение своего статуса Южная Осетия получила в соответствии с законом СССР от апреля 1990 года «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР». Статья 3 этого закона гласила: «В союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, автономные области и автономные округа, референдум проводится отдельно по каждой автономии. За народами автономных республик и автономных образований сохраняется право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе ССР или в выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своем государственно-правовом статусе».
Во-вторых, в период проведения юго-осетинского референдума 19 января 1992года, в Грузии не было легитимной власти, которая могла бы оспаривать законность референдума. Напомним, что с 22 декабря по 6 января 1992 год в Тбилиси произошел военный переворот. Так называемый временный «Военный совет Грузии», под руководством Т.Сигуа и Т. Китовани сверг режим З. Гамсахурдиа. Президент был изгнан. В Тбилиси был образован нелегитимный Госсовет, который возглавил Э.Шеварднадзе. Таким образом, в Грузии не было легитимного руководства, которое могло бы оспаривать итоги юго-осетинского референдума.

В-третьих, Республика Грузия на период проведения юго-осетинского референдума не была признана международным сообществом.
Из этого следует главный вывод – для проведения референдума Южной Осетии не было никакой необходимости требовать согласия Тбилиси на признание его итогов, ибо Грузия в период осетинского референдума:
а) не имела легитимного руководства;
б) не была признанным субъектом международного права

Все эти условия, при которых был проведен референдум 1992 года как нельзя полно соответствуют международному праву.
Поэтому считаем необходимым еще раз рассмотреть достаточность результатов референдума 19 января 1992 года для процедуры вхождения в Россию. А то у нас получается по принципу: «Сами создаем себе проблемы и потом героически их решаем». Ведь если быть честными перед самими собой, мы фактически оказались заложниками идеи нового референдума, который, скажем прямо, проявился вследствие... Ведь, как уже неоднократно было заявлено разными экспертами, референдум 1992 года находится в полноте своих решений, которые никто не отменял (к тому же повторить подобный процент вряд ли удастся). Да и механизм обращения к РФ также имеется. Не стоит изобретать велосипед. Надо его обустраивать. А когда придет время, он сам поедет...
С.Остаев

Опубликованно: 05-06-2016, 22:04
Документ: Новости > http://alaniainform.org/56567-referendum-1992-goda-zachem-snova-izobretat-velosiped.html

Copyright © Osinform.ru
При копировании материалов, гиперссылка обязательна.

Вернуться назад