Osinform

О Осетинах-мухаджирах

В условиях поражения освободительного движения народов Северного Кавказа царская администрация изыскивает новые средства и пути упрочения здесь военно-колониального режима. Одним из таких путей было высвобождение значительных площадей плодородных земель на Кавказе с целью заселения их русскими крестьянами из центральных губерний России, а также казачеством. В выселении же с обжитых мест «неспокойного» горского населения царизму во многом помогла политика турецкого правительства, преследующего свои далеко идущие планы использования горцев против России. Особенно усилилась деятельность турецких агентов на Кавказе в 50-х гг. XIX в.

Переселение вначале носило добровольный характер и облекалось в форму поездки в Мекку для поклонения святым местам. Паломникам выдавали отпускные билеты сроком на один год, затем на шесть месяцев. Но большинство из них распродавало свое имущество и уезжало в Турцию целыми семействами, намереваясь навсегда поселиться там. Идеями переселения оказывались заражены и отдельные осетины-христиане. Например, в жалобе хехесов от 12 декабря 1859 г., подписанной от имени 80 дворов, говорилось о том, что их не пускают на поселение в Вольно-Христиановский аул, и содержалась просьба о разрешении переселиться «в чужестранные земли, как-то в Турцию или в другое место».

В 1859 г. в Турцию переселилась группа осетин во главе с дигорским алдаром Абисаловым. За ними последовали другие дигорские бадилята, а также фарсаглаги Кусовы и Козыревы (из Кардиусара). В сентябре 1859 г. с прошением к главнокомандующему Кавказской армией о переселении в Турцию обратились жители аула Вольно-Магометанского. Их просьба была удовлетворена, хотя переселились единицы. В 1860 г. из Владикавказского военного округа в Турцию, по сведениям администрации, «ушли» лишь «некоторые жители». Предположительно, в 1859-1860 гг. в Турцию переселилось около трех тыс.человек. 90 семейств переселенцев, разочаровавшись в «стране обетованной», сразу же вернулись на родину. Они стали активно выступать против переселения. Тем не менее весной 1861 г. «дозволение» на переселение получили 150 семейств из Тагаурии. Паломников в Мекку царские власти распоряжением от 23 марта 1861 г. стали отправлять уже не во временный отпуск, а «на переселение», возвращенцев же, как противодействующих переселению горцев в Турцию, предписывалось ссылать на жительство во внутренние губернии России, как бездомных.

В начале 60-х гг. на Северном Кавказе признаки глубокого недовольства новыми царскими порядками стали явными. Распространялись слухи о введении солдатчины на Кавказе, о запретах на исповедание ислама. Летом 1865 г. «правильно организованное» переселение из Терской области в Турцию достигло своего апогея. Рассчитанная на два-три года, эта кампания летом 1865 г. была приостановлена ввиду отказа турецкой стороны от приема новых переселенцев.

Из Осетинского округа переселилось до 45 семейств, или около 350 человек, спровоцированных генералом Муссой Кундуховым. Переселились главным образом алдары, убедившиеся в неизбежности отмены крепостного права в Северной Осетии. Фарсаглаги, получившие от правительства земли на равнине, остались глухи к идеям переселения. Холопы и кавдасары были убеждены в скором падении феодального уклада в Северной Осетии и отказались покинуть родину.

Особую группу составили т.н. «мухаджиры», покинувшие Кавказ в ходе Русско-Кавказской войны. Среди них были представители многих народов Кавказа, в т.ч. и осетины.

По официальным данным Российской пограничной службы, Кавказ покинуло (больше всего в 1864 г.) ок. 500 тыс. человек (в литературе встречается цифры от 1,0 до 2,5 млн. человек). Все они переселились в различные регионы Османской империи, но больше всего на Малоазиатский полуостров и стали известны там под собирательным названием «черкесы». /Брук,55; в «НР»/

Из Северной Осетии — страны с преимущественно христианским населением — в Турцию эмигрировало относительно небольшое число жителей. Масса эмигрантов желала вернуться на родину, но в 1865 г. предписанием императора Александра II вопрос о их возвращении в Россию был снят с повестки дня.
В первые десятилетия пребывания в Турции осетины компактными группами селились в сельской местности. Сейчас число осетинских сел заметно сократилось. Среди них можно назвать такие, как Батманташ, Бозат, Бойалык, Кайапуал, Карабаджах, Хамамли, Хулык и др.

В селении Пойразлы, например, расположенном в 250 км. от Анкары, в 142 дворах живут представители 18 осетинских фамилий, среди которых: Косхарати — 8 дворов, Кинати — 8 дворов, Зикоти — 5 дворов, Гадоти — 3 двора, Дзансхоти — 4 двора, Марсенти — 2 двора. (1988 г.). Неизвестные фамилии отмечены и в других районах Турции. Вот некоторые из них: Ацати, Бабукати, Балиоти, Газети, Джапарти, Догати, Закети, Итазати, Кангурати, Кезиати, Макарати, Мусалати, Самбегти, Тиморти и др. Вероятно, представители этих фамилий переселились в Турцию полностью. По данным самих турецких осетин, приведенным во Владикавказе на Международном конгрессе соотечественников в сентябре 1992 г., в Турции распространено свыше ста осетинских фамилий, а общая численность всех осетин достигает 20-ти тыс. человек. Из них по-осетински говорят 5 тыс. человек. Большинство живет в городах, в Стамбуле и Анкаре.

В 1989 г. в Турции был создан «Фонд культурной помощи АЛАН». Президентом фонда стал полковник Мурат Хосонти. В настоящее время фонд возглавляет Ремзи Канукати, а секретарем избран Сафа Батиати. Фонд планирует установить тесные всесторонние контакты с Осетией.

О Осетинах-мухаджирах
О Осетинах-мухаджирах
О Осетинах-мухаджирах
О Осетинах-мухаджирах
О Осетинах-мухаджирах
О Осетинах-мухаджирах
О Осетинах-мухаджирах
О Осетинах-мухаджирах

Опубликованно: 22-05-2016, 19:43
Документ: История > http://alaniainform.org/56355-o-osetinah-muhadzhirov.html

Copyright © Osinform.ru
При копировании материалов, гиперссылка обязательна.

Вернуться назад