Новинка сезона: арфа есть!
28 ноября 2014 Культура [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [3907 просмотров]
Новинка сезона: арфа есть!
20 ноября 2014, 14:26Версия для печати
Умелец из Ардона Тимур Илаев воссоздал двенадцатиструнную арфу конца XVII века, под аккомпанемент которой сказители исполняли эпос осетинского народа. В планах у него — продолжить воссоздание других аутентичных осетинских инструментов.
«Работу с деревом я люблю с детства, однако профессионально этому не учился нигде, — рассказывает Тимур Илаев. — Изготавливать музыкальные инструменты научился у народного умельца Сослана Моураова».
Сам Моураов еще при жизни не раз говорил, что «можно умереть спокойно лишь в том случае, когда передашь свои знания молодому поколению». «Очень большие надежды в плане воссоздания народных инструментов возлагаю на Тимура, — говорил ныне покойный мастер. — Он быстро обучается и делает свою работу от всей души. В работе с деревом это особенно важно». Сам Моураов при жизни успел, помимо создания большого количества инструментов, воссоздать копию сарматской арфы, которая хранится в одном из музеев Германии.
После смерти мастера Тимур Илаев остался единственным умельцем в республике, изготавливающим из дерева старинные народные инструменты. В настоящее время он является солистом театра оперы и балета Северной Осетии. Помимо возрождения и реконструкции старинных осетинских инструментов, он также исполняет древние осетинские обрядовые и эпические песни.
Воссоздавал двенадцатиструнную арфу (дыууадӕстӕнон фӕндыр) Илаев у себя дома в течение полугода по трем сохранившимся фотографиям, которые сделали археолог Евгения Пчелина и композитор Борис Галаев. Они в разное время сфотографировали арфу на коленях сказителя Гаха Сланова, а также в двух ракурсах — сбоку и снизу.
Последний инструмент, дошедший до наших дней, датировался концом XVII века, на нем народный сказитель играл в начале XX века. В конечном итоге эта арфа была украдена из национального музея республики, и по сей день не найдена.
«Фотографии нечеткие, в них сложно было разглядеть вырезанные на инструменте рисунки — орнамент, солярные знаки, которые, по мнению историков, несут огромный сакральный смысл. Именно поэтому я не хотел упустить ни одного штриха, ни одной линии, чтобы инструмент стал точной копией», — сказал Илаев.
При воссоздании арфы были сохранены и ее точные размеры. Их молодой мастер просчитал с помощью компьютерной программы, ориентируясь на размеры пальцев сказителя на фото.
Не обошлось и без мистики во время создания инструмента. Так, Тимур неоднократно общался во сне со сказителем Гаха Слановым. «Работа над инструментом поначалу давалась очень трудно, работал я по ночам, когда все дома спят, и каждый раз думал, что же все-таки получится в итоге. Однако отчаиваться мне не давали внутренние силы и Гаха Сланов во сне. Он будто вдохновлял меня что ли», — рассказывает Илаев.
Кроме того, при посещении Тимуром одного из почитаемых святилищ республики Реком арфа умельца заиграла без посторонней помощи. «Я только достал арфу из чехла и приготовился поиграть на ней в святилище, как из нее начала доноситься чудесная музыка, — рассказывает Тимур Илаев. — Это, конечно, объяснимо — ветер развевал так струны, но мелодия была очень необычная, гармоничная».
Двенадцатиструнная арфа молодого умельца уже получила высокую оценку представителей минкульта республики и историков. По их мнению, старинные осетинские инструменты, которые хранятся лишь в музеях или же остаются запечатленными лишь на фотографиях и иллюстрациях в книгах, обязательно должны звучать в республике.
«После смерти Сослана Моураова Тимур Илаев остался единственным умельцем, который воссоздает национальные инструменты, — говорит замминистра культуры Мадина Атаева.— У нас есть фабрика «Фӕндыр», но они не воссоздают, а производят лучшие на Кавказе народные инструменты. Поэтому труд Тимура — неоценим для культуры республики. Сегодня одна из важных тенденций в музыке — это стремление к аутентичному звучанию. Музыку Моцарта исполняют на инструментах его времени, что производит совсем другое впечатление. Так же и в случае исполнения осетинской музыки».
При дальнейшем воссоздании инструментов Тимур Илаев намерен использовать материалы животного происхождения — конский волос для струн, шкуру ягненка для изготовления волынки и т.д.
«На мой взгляд, воссоздавать старинные музыкальные инструменты необходимо из материалов, которые использовались раньше. Только в этом случае аутентичный инструмент зазвучит по-настоящему», — сказал Илаев.
Лена 15-Цагараева
Подробнее: http://region15.ru/articles/4026/
20 ноября 2014, 14:26Версия для печати
Умелец из Ардона Тимур Илаев воссоздал двенадцатиструнную арфу конца XVII века, под аккомпанемент которой сказители исполняли эпос осетинского народа. В планах у него — продолжить воссоздание других аутентичных осетинских инструментов.
«Работу с деревом я люблю с детства, однако профессионально этому не учился нигде, — рассказывает Тимур Илаев. — Изготавливать музыкальные инструменты научился у народного умельца Сослана Моураова».
Сам Моураов еще при жизни не раз говорил, что «можно умереть спокойно лишь в том случае, когда передашь свои знания молодому поколению». «Очень большие надежды в плане воссоздания народных инструментов возлагаю на Тимура, — говорил ныне покойный мастер. — Он быстро обучается и делает свою работу от всей души. В работе с деревом это особенно важно». Сам Моураов при жизни успел, помимо создания большого количества инструментов, воссоздать копию сарматской арфы, которая хранится в одном из музеев Германии.
После смерти мастера Тимур Илаев остался единственным умельцем в республике, изготавливающим из дерева старинные народные инструменты. В настоящее время он является солистом театра оперы и балета Северной Осетии. Помимо возрождения и реконструкции старинных осетинских инструментов, он также исполняет древние осетинские обрядовые и эпические песни.
Воссоздавал двенадцатиструнную арфу (дыууадӕстӕнон фӕндыр) Илаев у себя дома в течение полугода по трем сохранившимся фотографиям, которые сделали археолог Евгения Пчелина и композитор Борис Галаев. Они в разное время сфотографировали арфу на коленях сказителя Гаха Сланова, а также в двух ракурсах — сбоку и снизу.
Последний инструмент, дошедший до наших дней, датировался концом XVII века, на нем народный сказитель играл в начале XX века. В конечном итоге эта арфа была украдена из национального музея республики, и по сей день не найдена.
«Фотографии нечеткие, в них сложно было разглядеть вырезанные на инструменте рисунки — орнамент, солярные знаки, которые, по мнению историков, несут огромный сакральный смысл. Именно поэтому я не хотел упустить ни одного штриха, ни одной линии, чтобы инструмент стал точной копией», — сказал Илаев.
При воссоздании арфы были сохранены и ее точные размеры. Их молодой мастер просчитал с помощью компьютерной программы, ориентируясь на размеры пальцев сказителя на фото.
Не обошлось и без мистики во время создания инструмента. Так, Тимур неоднократно общался во сне со сказителем Гаха Слановым. «Работа над инструментом поначалу давалась очень трудно, работал я по ночам, когда все дома спят, и каждый раз думал, что же все-таки получится в итоге. Однако отчаиваться мне не давали внутренние силы и Гаха Сланов во сне. Он будто вдохновлял меня что ли», — рассказывает Илаев.
Кроме того, при посещении Тимуром одного из почитаемых святилищ республики Реком арфа умельца заиграла без посторонней помощи. «Я только достал арфу из чехла и приготовился поиграть на ней в святилище, как из нее начала доноситься чудесная музыка, — рассказывает Тимур Илаев. — Это, конечно, объяснимо — ветер развевал так струны, но мелодия была очень необычная, гармоничная».
Двенадцатиструнная арфа молодого умельца уже получила высокую оценку представителей минкульта республики и историков. По их мнению, старинные осетинские инструменты, которые хранятся лишь в музеях или же остаются запечатленными лишь на фотографиях и иллюстрациях в книгах, обязательно должны звучать в республике.
«После смерти Сослана Моураова Тимур Илаев остался единственным умельцем, который воссоздает национальные инструменты, — говорит замминистра культуры Мадина Атаева.— У нас есть фабрика «Фӕндыр», но они не воссоздают, а производят лучшие на Кавказе народные инструменты. Поэтому труд Тимура — неоценим для культуры республики. Сегодня одна из важных тенденций в музыке — это стремление к аутентичному звучанию. Музыку Моцарта исполняют на инструментах его времени, что производит совсем другое впечатление. Так же и в случае исполнения осетинской музыки».
При дальнейшем воссоздании инструментов Тимур Илаев намерен использовать материалы животного происхождения — конский волос для струн, шкуру ягненка для изготовления волынки и т.д.
«На мой взгляд, воссоздавать старинные музыкальные инструменты необходимо из материалов, которые использовались раньше. Только в этом случае аутентичный инструмент зазвучит по-настоящему», — сказал Илаев.
Лена 15-Цагараева
Подробнее: http://region15.ru/articles/4026/
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.