Коста Хетагуров - Леонардо да Винчи осетинского народа

Коста Хетагуров - Леонардо да Винчи осетинского народаКоста Хетагуров, великий осетинский поэт, основоположник осетинской литературы, является одновременно и основоположником живописи в Осетии.

В день празднования 80-летия со дня рождения Коста Хетагурова в г. Дзауджикау А. А.Фадеев сказал: "Я говорю о великой способности такого своеобразного человека, как Коста соединять в себе лучшие черты людей Возрождения. Если хотите, Koстa Хетагуров является своего рода Леонардо да Винчи осетинского народа. Какую силу любви к своему народу нужно иметь, чтобы в условиях старой Осетии быть одновременно и поэтом, и прозаиком, и драматургом, и театральным деятелем, и художником, и публицистом, и общественным деятелем" (Коста Хетагуров. Сборник памяти великого осетинского поэта. Москва, 1941 г., Гослитиздат). И на самом деле значение Коста в области развития живописи в Осетии не менее велико, чем в литературе.

Всем хорошо известно, что многие большие поэты и писатели неплохо рисовали. Пушкин оставил в своих тетрадях ряд острых, характерных зарисовок пером, Гоголь также, Лермонтов дал ряд полноценных живописных картин, особенно пейзажей. Жуковский же в одинаковой степени владел и рисунком, и живописью. Но в области изобразительного искусства и Пушкин, и Гоголь, и Лермонтов, и Жуковский были дилетантами. Коста же, напротив, наметив себе с самого раннего детства путь художника, явился первым профессиональным художником-живописцем в Осетии. До него в Осетии не знали, что такое художник. Однако не в этом его сила. Сила его и значение велики тем, что в отсталой дореволюционной Осетии он установил фундамент подлинной живописи и повел прямой путь искусства от русских корифеев живописи, от передвижников, от идей Стасова, требовавшего служения искусства народу, изображения картин реальных, говоривших о правде окружающей жизни. Последователь великих идей Чернышевского, Добролюбова, Белинского, Некрасова и др. видных русских революционных демократов в литературе, Коста-живописец воспитался еще со школьной скамьи на традициях русских художников-передвижников. Так, первым его учителем рисования в Ставропольской гимназии был Василий Иванович Смирнов, деятельный член Общества передвижников до конца дней продолжавший участвовать на передвижных выставках.

В. И. Смирнов окончил Петербургскую Академию художеств одним из лучших студентов во времена И. Е. Репина, с которым он соревновался на золотую медаль. Известный передвижник П. И. Чистяков в то время уже преподавал в Академии художеств и выпустил целую плеяду известных русских художников: Репина, Поленова и др. Таким образом, юноша Коста с первых же дней своего гимназического периода очутился под непосредственным влиянием надежного руководителя художника-передвижника. Коста из стен гимназии попадает уже в Петербургскую Академию художеств в класс П. П. Чистякова. "Учась вместе с русской талантливой молодежью - Серовым, Врубелем, Пимоненко, Самокишем, Башин-Джагианом и др. Коста развивал в себе талант и усвоил все навыки и знания под благотворным влиянием "гениальной педагогической системы" Чистякова", - говорит художник Е. Кацман.

Коста не удалось закончить, полный курс Академии художеств. В силу тяжелых условий и материальной нужды Коста должен был оставить академию и приехать на родину.

При полном непонимании со стороны близких его профессии Коста не только не бросает кисть, но пишет картины из быта родной Осетии высокопрофессионального качества, и все его творчество, все оставленное нам неоценимое его живописное наследство еще раз дает высокий показ благотворного влияния культуры великого русского народа на всю последующую жизнь Осетии после присоединения к России. В условиях Советской власти, великой дружбы народов значение Коста как художника становится еще выше, так как он первый бросил в темные ущелья Осетии лучшие семена русской реалистической живописи, послужившие фундаментом социалистического реализма советского искусства.

…Приступая к разбору живописного наследства Коста, приходится держаться хронологической последовательности того скудного фактического материала, который черпаем из его переписки с друзьями и воспоминаний о Коста как о художнике. До сего времени еще не собраны многие его картины, о которых упоминается в тех же материалах. Коста обнаружил свое дарование художника с малых лет. Об этом говорят Андукапар и Б. Дзапаров.

"...Он (Коста), - вспоминает Дзапаров о детстве Коста в селении Нар, - пристрастился к рисованию. Бумаги не было, и Коста углем выводил на доске разные картины. Злой мачехе не нравилось это, как она думала, баловство, она колотила пасынка".

После переезда отца Левана из гор Коста отдали во Владикавказскую прогимназию. Андукапар Хетагуров говорит: "Когда в прогимназии на стенах повесили раскрашенные картины с видами разных домашних и диких животных, нас с Коста часто можно было видеть стоящими у стены около картин и копирующими львов, тигров, верблюдов и т. д. Мне это занятие давалось плохо, но Коста быстро схватывал детали рисунков и удачно воспроизводил их. К этому времени я отношу рождение в нем художника... Я часто ходил на Осетинскую слободку к отцу Коста Левану, и там на стенах мы видели всевозможные рисунки Коста карандашом на клочках бумаги".

С переездом окончательно на жительство в Кубанскую область Леван отдал Коста в Ставропольскую гимназию в реальное отделение. Ставропольская гимназия сыграла в свое время огромную роль в учебе и развитии попадавших туда детей горцев Кавказа. Сам состав педагогов в ней отличался своей высокой образованностью и большим либерализмом. Сюда уходили из центра России преимущественно учителя, недовольные царским режимом и преследованием всякой свободной мысли.

Вдали от казенщины, от строгого глаза полиции и жандармерии, учителя Ставропольской гимназии прививали свои знания, свои передовые мысли учащимся. Одним из таких культурных педагогов гимназии был учитель рисования В. И. Смирнов, который по достоинству оценил большое дарование Коста и воспитал в нем подлинного художника. Своей отеческой заботой он направил Коста на правильный путь искусства, поощрял его успехи и даже посылал его рисунки на Всероссийскую выставку работ учащихся средних школ в Москву в 1877 году...

...О глубокой заинтересованности Смирнова в развитии художественного дарования Коста Е. Шанаев высказывается так: "Учитель рисования Смирнов, вернувшись из Петербурга, с большим сожалением сообщил нам, что Хетагуров оставил Академию художеств, не доучившись. Смирнов считал Хетагурова талантливым художником". О характере ученических работ Коста имеются воспоминания Камболата Есиева и Ивана Васильевича Рябикина. "Особенно врезалась мне в память одна его картина тушевым карандашом - это его старый седобородый отец, в черкеске, занятый писанием письма к сыну (Коста). Рука старика уже вывела первую строку, если не ошибаюсь, такую: "Дарагой мой сын..."

И. В. Рябикин рассказывал о том, как Коста нарисовал знамя с горным орлом. Знамя было нарисовано сильно яркими мазками. Коста при переходе в 6 класс гимназии остался на второй год. Он был лишен стипендии и вынужден был из-за материальной нужды и вовсе оставить гимназию. В. И. Смирнов и тут не оставил талантливого юношу, поселил его у себя и употребил все усилия к тому, чтобы он выехал держать экзамен в Петербургскую Академию художеств...

...Осенью 1881 года при наплыве трехсот учащихся на 25 вакансий Академии художеств Коста успешно выдерживает экзамен и попадает в головной гипсовый класс, которым руководил в то время знаменитый художник-передвижник П. П. Чистяков...

...Умением и настойчивостью Чистяков прививал навыки точного рисования с натуры и быстро обучал реалистической манере живописи. Коста в полной мере усвоил эту великую традицию рисунка и живописи незабываемого учителя...

...После перехода в гипсовый фигурный класс Коста очутился без стипендии, которую ему высылали из Кубанской области. Тамошнее начальство растратило стипендиальные суммы, из которых Хетагурову высылалась стипендия. Учеба в академии для Коста за отсутствием каких-либо средств к существованию стала невозможной, он вынужден был зарабатывать на кусок хлеба поденным трудом, нанимался нагружать и разгружать баржи, ночевать на пристани, не имея угла, и дошел до полного изнеможения.

"После перехода в класс гипсовых фигур я стал посещать академию очень неаккуратно, а потом и совсем бросил, благодаря полнейшему недостатку средств", - писал о себе Коста впоследствии. Из-за непосещения занятий в академии его исключили из списков учащихся в 1883 году в октябре месяце. Никакие заявления о его желании учиться, никакие справки из полиции о его бедственном положении не помогли. Коста вынужден был выехать на родину сначала в поселок Георгиевск на Кубани к отцу, а затем во Владикавказ.

В доме № 32 по ул. Свободы Коста поселился у лесничего Ибрагима Шанаева, с которым он познакомился еще в Петербурге на собраниях нелегального кавказского студенческого общества. Здесь он работает как художник в течение 6 лет, начиная с 1885 года по 1891 год до момента первой ссылки. Этот отрезок времени в жизни Коста является самым ярким по его художественной и общественной деятельности. Лучшие его картины, пейзажи, портреты и рисунки были созданы им именно здесь. Коста в этот период своей жизни со всей силой разворачивает свою деятельность художника-живописца, художника-демократа и оформителя благотворительных вечеров и общественных праздников, имевших целью сбор пожертвований нуждающейся бедноте горцев и города Владикавказа. Коста впервые во Владикавказе организует местные силы художников и устраивает выставки картин - явление совершенно невиданное до того времени во Владикавказе...

...Первое произведение Коста, выставленное на выставке во Владикавказе, была картина "Св. Нина". Имя Коста-художника стало известно за пределами Осетии, и он получил заказ из Грузии, от заведения Св. Нины в г. Тифлисе. Картина была настолько удачно выполнена, что о ней писали в газете "Северный Кавказ", а многие из посетителей выставки принимали ее за лепную фигуру и просили посмотреть ее с оборотной стороны доски, на которой она была изображена. Успех огромный, и местная печать просила Хетагурова почаще устраивать выставку своих работ, чтобы публика на них могла воспитываться.

Коста собирает вокруг себя местных художников: Бабич, Кизер и др., устраиваются совместные поездки в горы, пишут пейзажи, делают этюды с натуры. Коста берется за большие полотна: "Ангел скорбящий" и "Школа жизни". К тому же периоду относится часть росписей Алагирской церкви...

...Художественные произведения Коста последующего периода, начиная с первого изгнания с родины и кончая высылкой в Херсон, значительно уступают первому периоду. В сравнении с портретом Анны Поповой портрет Анны Цаликовой много слабее, да и вполне понятно. Неустанная травля со стороны врагов его, положение ссыльного, лишенного прав на самое необходимое, постоянная нужда в куске хлеба, наконец неимение под рукой ни кистей, ни красок, ни холста, о чем он молит в письмах своих знакомых -прислать ему краски, - все это постепенно сводит на нет его живопись...

...Несмотря на всю тяжелую обстановку, он все же старается существовать иконописной и портретной живописью. Коста побеждает своих врагов в конце концов, но силы уже надломлены, и он заболевает.

Подготовлено по книге М.Туганова
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

 

хлеб

 

 

Экстренные службы

  • 112 – МЧС РЮО
  • 101 – Пожарная служба
  • 102 – Милиция
  • 103 – Скорая мед. помощь
  • 104 – Аварийная служба газа
  • 8098595 – Водоканал
  • 806 5030 – Защита прав потребителей
  • 805 47 71 – Вывоз строительного и бытового мусора

Погода

ЮОГУ

Цитаты

Иногда хватает мгновения, чтобы забыть жизнь, а иногда не хватает жизни, чтобы забыть мгновение. Джим Моррисон
***
Каждый живет, как хочет, и расплачивается за это сам. Дориан Грей
***
Сильные люди не любят свидетелей своей слабости. Маргарет Митчелл
***
У людей теперь нет времени друг для друга. Кларисса Маклеллан
***
Хорошие друзья, хорошие книги и спящая совесть – вот идеальная жизнь. Марк Твен

Все комментарии

 

Энергоресур

Объявления

Из Цхинвала в Москву отправляться грузовой авто транспорт. Выезд 15-го в Москву, 18-19 в Москве, и 20-го обратно в Цхинвал. Тел 8 929 804 55 31 Тел в Москве 8 928 857 55 50. Вова
***

Услуги по заправке картриджей и ремонту принтеров . Быстро недорого с гарантией!
10 лет качественной работы! Так же продаются Б/У принтеры в хорошем состоянии, фирмы: Canon, Samsung , HP и Xerox. Телефон для справок +7 929 804 44 74, спросить Колю

***
***

Радио ОНЛАЙН!

Радио ОНЛАЙН!

Осетия