КОМПРОМИСС?
Итак, 5 мая, которое должно было стать отправной (в прямом и переносном смысле) точкой в разрешении внутриполитической ситуации, связанной с крайним недовольством работы Правительства, стало историей. Ряд российских СМИ уже «рапортовали» на страницах своих газет, что «найден компромисс», в виде возможной отставки некоторых чиновников (первый вице-премьер Александр Зелиг, министр финансов Ирина Сытник и глава минэкономразвития Александр Жмайло – земляков премьера Вадима Бровцева). Хотя, по большому счету, говорить о разрешении данной внутриполитической ситуации, которую руководство Правительства все это время (об этом чуть ниже) пыталось через различные Интернет-ресурсы и СМИ представить как внешнеполитическую, преждевременно. Окончательную точку поставит работа парламентской комиссии, уже снабженная оперативными материалами Прокуратуры и Комитета государственного контроля и экономической безопасности. Официально работа комиссии может продлиться до шести месяцев, хотя вряд ли депутаты, готовые было вынести вотум недоверия Правительству в минувшую среду, позволят себе такую «роскошь».
Вопросов к работе Правительства действительно много. Особенно по расходу крупных финансовых средств при, все еще, не сформированном бюджете на текущий год. Кстати, срочно созванная накануне (30 апреля) пресс-службой Правительства пресс-конференция премьер-министра призванная, видимо, «разрулить ситуацию» только усугубила ее. Журналисты нашей редакции, также как и журналисты ИА «Осинформ», по непонятным (или понятным) причинам оповещены не были. Однако текст выступления, благодаря коллегам, все же попал нам в руки. Честно говоря, ничего нового, конкретного, так, ряд завуалированных фраз для несведущих, галопом по проблемам, которых, судя по выступлению, фактически и нет вовсе. Словом, в лучших традициях коммунистических докладов. При этом из уст Председателя Правительства прозвучало заявление о поданном судебном иске на депутата Парламента Амирана Дьяконова, а также ИА «Регнум» и «Осинформ». А это уже элементарный пиар – время покажет правоту нашего суждения. К тому же, неужели нет опасения на ответный иск – обвинение премьер-министром депутатов Парламента, народных избранников во лжи, согласитесь, слишком серьезное заявление. Некрасиво, мягко говоря, выглядело и обвинение премьером Госкомитета информации, связи и массовых коммуникаций РЮО в якобы преднамеренном срыве видеомоста между Цхинвалом и Москвой, который, оказывается, планировался во время вышеуказанной пресс-конференции. Обращение о его возможной организации поступило лишь накануне вечером. При этом руководство Правительства не понаслышке знает плачевную ситуацию с техническим обеспечением Госкомитета, так как проблемы с этим самым обеспечением во многом определяются нефинансированием как раз таки Правительством РЮО обозначенных Госкомитетом масштабных проблем. Словом, получился элементарный вал с больной головы на здоровую и желание показать мнимую недееспособность Госкомитета.
Анализируя сложившуюся ситуацию, следует особо сказать еще об одном уже упомянутом моменте в работе Правительства за последнее время – целенаправленном желании перенести свои ошибки и просчеты из внутриполитической проблемы в ранг российско-осетинской. Кстати, нечто подобное в своем ответном выступлении на известной сессии Парламента пытался «сфабриковать» премьер В. Бровцев, однако перевести ситуацию в национальное русло депутаты, прервав выступающего, не позволили.
Здесь никто не против России, здесь за Южную Осетию. Прочувствуйте разницу. Мы уже писали эту фразу, и можем ее многократно повторить. И народ Южной Осетии безмерно благодарен России. Это даже не обсуждается. Только кто позволил ряду варягов олицетворять себя с Россией. Бровцев, Жмайло, Сытник, Зелиг, Каримов и др. – это далеко не Россия. Более того, это даже не Челябинск. Каждый отвечает за себя и свои поступки, где бы он не находился. И привязывать свои недоработки, переводя свои проблемы в другую, тем более межнациональную, плоскость, по меньшей мере, глупо. Юг Осетии всегда был многонациональным, даже после августа 2008-го у нас много жителей грузинской национальности, потому что деление по национальному признаку здесь никогда не ставилось во главу угла. Главное – твои человеческие качества. Поэтому подобные высказывания, какую бы подоплеку они под собой не носили, говорят лишь о незнании местного менталитета и возможном желании во что бы то ни стало остаться «на плаву». Специалисты из России у нас работают уже давно и многих из них здесь рассматривают не иначе как неотъемлемую часть истории нашего государства. Назовем хотя бы два примера из разных областей – председатель КГБ РЮО Яровой, чья установленная система работы до сих пор признается лучшей и Дмитрий Бирагов «взорвавший» своими нововведениями работу нашего гостелевидения. Поэтому «легионер» «легионеру» рознь. Кстати, одной из причин недовольства работой Правительства является именно засилье, другого слова не подберешь, Южной Осетии приезжими «специалистами», хотя даже в футболе существует элементарный лимит на легионеров. К тому же, при наличии своего доморощенного игрока, под эту позицию уже никто не приобретается.
И последнее. Ситуация сложившаяся во внутренней политике все же несколько обыденная. Чиновники меняются везде и всегда. Кстати, много вопросов и серьезных претензий и к ряду местных чиновников, которые, возможно, решили что под «общий шумок» про них подзабыли. Отнюдь. Просто группа, прибывшая из Челябинской области, занимает многие ключевые посты. Отсюда и подобная реакция за срыв работы исполнительной власти. Мы же ждем итогов работы парламентской комиссии, а посему еще вернемся к данной теме. «Перемен! Требуют наши сердца…»
А. Кочиев
Юго-осетинская газета «Республика»
4 ОТВЕТА НА НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ПО ПОВОДУ ПРАВИТЕЛЬСТВА
1. Правомочен ли Парламент выразить вотум недоверия Правительству РЮО и какова процедура?
– Согласно Конституции РЮО Парламент Республикидает согласие Президенту РЮО на назначение Председателя Правительства РЮО, а также имеет право ставить вопрос перед Президентом РЮО о недоверии Правительству РЮО. Постановление о вотуме недоверия Правительству принимается простым большинством от общего числа избранных депутатов Парламента РЮО. В этом случае Президент РЮО вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Парламента. Если Парламент РЮО в течение двух месяцев повторно выразит недоверие Правительству Республики, Президент РЮО объявляет об отставке Правительства Республики Южная Осетия.
В случае принятия Президентом РЮО отставки Правительства по поручению Президента Республики Правительство РЮО продолжает исполнять свои функции до сформирования нового Правительства Республики Южная Осетия.
Кроме того, Парламент РЮО может выразить недоверие также любому члену Правительства Республики Южная Осетия. Данное решение также принимается простым большинством от числа избранных депутатов Парламента РЮО. Дальнейшая процедура та же, что и с отставкой всего Правительства.
2. Если отставка Правительства состоится, какая по счету это будет смена кабинета исполнительной власти при действующем Президенте РЮО?
– Всего за всю историю Республики Южная Осетия действующий глава Правительства 14-й по счету. Если же брать конкретно время президентства Эдуарда Кокойты, то Вадим Бровцев является пятым главой исполнительной власти (до него – Резо Хугаев, Игорь Санакоев, Юрий Морозов, Асланбек Булацев). Для сравнения, на время руководства Респуб-ликой предыдущим Президентом Людвигом Чибировым (а это по времени на год меньше) пришлось шесть премьеров (опять же Резо Хугаев, Феликс Зассеев, Владислав Габараев, Александр Шавлохов, Мераб Чигоев и Дмитрий Санакоев).
Такая скоротечность премьерства в РЮО (14 за неполные 20 лет) эксперты и аналитики объясняют быстро меняющимися реалиями: Республика пережила период вооруженной агрессии, ввода миротворческого контингента, прекращения кровопролития и неоднократного возобновления боевых действий, перехода хозяйствования на мирные рельсы, стабилизацию положения, начала грузино-осетинских переговоров, восстановления хозяйства и возвращения беженцев, активизацию ориентации на Россию, ну и, наконец, август 2008-го с его поствоенными реалиями. Кстати, история премьерства, скажем, в Италии знает и большую «скорострельность»: девять премьеров за восемь лет или шестнадцать за восемнадцать лет. Не всегда во главу угла нужно ставить голые цифры.
3. Действующий глава правительства является третьим «неместным» премьером?
– В. Бровцев третий «неместный» премьер при Эдуарде Кокойты. Первым «неместным» же был Олег Тезиев. Интересно отметить, что все четверо «особенны» по своему. С именем Тезиева в людской памяти до сих пор связаны какие-то махинации с авизо. Ю. Морозов отличился «долгожительством» среди всех премьеров (три года в кресле председателя Правительства). А. Булацев – наоборот, наименьшим по времени пребыванием в Республике – после назначения по официальной версии «в связи с проходящим лечением». Что же касается В. Бровцева, то он может стать первым премьером, кому будет вынесен вотум недоверия Парламентом РЮО.
4. Являются ли Председатель Правительства и ряд министров прибывших из-за пределов Республики гражданами РЮО?
– С данным вопросом мы обратились в паспортный стол, где нас заверили, что никто из прибывших за последний год в Республику специалистов, занимающих ныне ответственные посты в Правительстве РЮО, с вопросом о получении паспорта гражданина Республики Южная Осетия не обращался. Между тем, на взгляд нашей редакции, данный аспект с обязательным гражданством РЮО для ответственных работников Республики необходимо в будущем взять как приоритет.
Юго-осетинская газета «Республика»
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.